Введение - Кросскультурные коммуникации

Введение

Учебное пособие «Кросскультурные коммуникации» (КК) построено как курс лекций КК в рамках профессиональной подготовки специалистов по связям с общественностью и изучает проблематику международного диалога в контексте развития профессиональной культуры специалиста. Цель пособия – развитие профессиональных навыков, расширение профессиональных горизонтов мышления и повышение уровня профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью. Основная задача – научить студентов специальности «Связи с общественностью» максимально эффективно использовать особенности кросскультурных коммуникаций в профессиональной деятельности и ознакомить с наиболее интересными научными разработками в этой сфере.

На основе идей и концепций зарубежных специалистов в области кросскультурного менеджмента и межкультурного сотрудничества Ричарда Льюиса, Лионеля Белланже, Селлих К. и Джейн С., а также отечественных ученых С.П. Мясоедова, Л.М. Симоновой и Л.Е Стровского, С.Г. Тер-Минасовой А.Л.Паничева и др. в настоящем пособии мы предлагаем социо-культурный анализ особенностей различных деловых культур, формулируем критерии оценки этичности и национальной идентичности поведения специалиста в области международного сотрудничества, а также предлагаем возможные пути достижения успеха в коммуникационной сфере, с помощью методов кросскультурного взаимодействия в переговорном процессе .

Научные знания и практические навыки кросскультурных коммуникаций в области установления диалога между различными деловыми культурами являются неотъемлемой составляющей профессиональной культуры специалиста по связям с общественностью. Разнообразие и полисемантичность смыслов и форм межкультурного взаимодействия уже не вызывают у нас страх или неуверенность в себе, но наоборот - желание познать других людей, узнать и раскрыть самих себя в ситуации международного сотрудничества и коммуникации. Внимание к культурным корням и национальным особенностям других людей, как в обществе, так и в бизнесе, позволит предвидеть реакцию собеседников на новые деловые предложения, не допустить возможных ошибок, но использовать культурные различия во благо обеим сторонам и делу. Практическое знание базовых черт представителей различных культур (как и своей собственной) помогает партнерам понять друг друга и оценить достоинства, принять некоторые национальные особенности, казавшиеся ранее недостатками.

Обучение работе в партнерстве с представителями других культур оказывает влияние на развитие и формирование таких востребованных сегодня профессиональных качеств, как гибкость, толерантность, чувствительность к переменам и готовность идти на риск, мобильность и восприимчивость. К числу наиболее эффективных принципов кросскультурного взаимодействия мы относим: информированность о культуре делового партнера, готовность вступить в диалог, установление отношений доверия и взаимоуважения, навыки понимания и интерпретации других культур, принятие дивергентности и равнозначности деловых культур.