Пивонова Н.Е. Создание адаптивной системы преподавания как нормы обучающего общения

Пивонова Н.Е.
Создание адаптивной системы преподавания как нормы обучающего общения

В условиях современного образовательного процесса в ВУЗе актуальными являются требования к индивидуально-личностным качествам преподавателя и созданию условий для его самореализации. Ориентация на самообучающуюся и саморазвивающуюся личность студента делает невозможным процесс обучения без адекватного совершенствования и рефлексии личности преподавателя и используемых им способов обучения. Необходимость адекватности усилий по совершенствованию процесса обучения и непрерывности развития самого преподавателя – очевидны в современном образовательном пространстве.

Профессиональная удовлетворенность и актуализация ценностно-смысловых и жизненных позиций – явления взаимосвязанные в ситуации обучающего общения. Для этого, как нам кажется, необходимо согласовывать деятельность преподавателя с ожиданиями аудитории. Реализация этой задачи, по нашим наблюдениям зависит от согласованности мотивов обоих субъектов процесса обучения. Мы предлагаем создать адаптивную систему согласования мотивов образовательных смыслов преподавателя и студентов. Основными этапами реализации этой системы являются следующие шаги:

- Создание атмосферы взаимного доверия и открытости, благоприятствующей личностному росту субъектов образовательного процесса.

- Организация системы мотивации в процессе обучающего общения, когда преподавателю необходимо учитывать не только собственные мотивационные тенденции, но и ожидания аудитории.

- Изучение каждого предмета должно строится на основе расширения понятийного аппарата студента, привнесении новых смыслов, новых ценностей и их актуализации путем соотнесения с уже имеющимися знаниями и опытом обучающихся в процессе обучающего общения. При такой организации процесса обучения студент сам решает поставленные преподавателем учебно-воспитательные задачи, в результате создания «нового» знания.

- Преподавателю необходимо в условиях адаптивной системы преподавания и обучения систематически отслеживать свою индивидуальную траекторию развития - самореализации.

- Познавательно-деятельностный аспект адаптивной системы преподавания характеризуется изменением ролевых функций преподавателя. Он выступает как режиссер, задуманного им спектакля: организует взаимодействие в аудитории между студентами, между преподавателем и студентами, студента с группой. Организация индивидуально-группового взаимодействия требует от преподавателя и функций участника – актера и зрителя, оценивающего успешность такого взаимодействия. Групповая работа сочетается в нашей аудитории с фронтальной и индивидуальной.

Преподаватель в этой ситуации также является социально-ответственным лидером: он организует, контролирует и моделирует учебный материал, то есть адаптирует его к конкретной ситуации обучающего общения.

Проведенный нами самоанализ, методом включенного наблюдения, на предмет соответствия используемых методов обучения и их результативности, показал, что для обеспечения условий процесса самореализации необходимо работать согласно следующим принципам: Принцип свободы выбора; Принцип открытости; Принцип деятельности; Принцип обратной связи.

Итак, мы полагаем, что предлагаемая нами адаптирующая система преподавания является наиболее соответствующей условиям культуры общения, ибо помогает решить задачи, актуальные для успешной самореализации преподавателя, а также гарантирует необходимый уровень обученности и мотивированности студентов.