Пивонова Н.Е. Субъектность позиции педагога в пространстве "культура общения"

Пивонова Н.Е.
Субъектность позиции педагога в пространстве "культура общения"

Андрагогическая составляющая проблематики педагогического общения очевидна, как нам кажется, для тех, кого интересует процесс взаимодействия в образовательной среде. Вопрос о влиянии развития субъектных позиций взрослого человека, в нашем случае – педагога, на формирование и обновление среды общения актуален и требует постоянного внимания со стороны ученых. Объектом изучения андрагогики является взрослый человек, в нашем случае говорящий и слушающий педагог.

Субъективность позиции автора заключается в намерении субъективизировать объект исследования: первоначальная самость педагога, заключающаяся в его личностной позиции, часто, к сожалению, проявляющаяся в агрессивности, незаинтересованности в обновлении, консерватизме личных взглядов и профессиональных методов, по мнению автора, должна преобразовываться в «инаковость» позиции педагога. Под понятием «инаковость» мы понимаем признание и осознание субъектности своей позиции и позиции собеседника.

От существующей фактологической линии педагогического общения («это так, потому что я знаю, что это так») мы обращаемся к изучению линии познания самого себя и окружающей действительности через признание «инаковости» другого субъекта и преобразование среды субъективации путем активного творческого взаимодействия в ситуации общения педагог-педагог.

Эволюция и самоидентификация субъекта общения происходит через познание объекта – собственного высказывания, его обновление и преобразование, а значит и обновление среды общения. От принципа диалектического и системного подходов в анализе ситуации общения педагог-педагог, характерного для личностно ориентированного метода педагогического взаимодействия, мы постепенно переходим к антропологичекому и акмеологическому методам педагогики индивидуальности, где самосознающий и самосозидающий субъект (педагог) преобразует и созидает среду своей деятельности – пространство культуры общения.

Уровень субъектности педагогического общения рассматривается нами как возможность сосуществования, сомыслия, сотворчества – осознание «инаковости» другого субъекта создает для педагога необходимые условия для нормотворчества. Нормотворчество, в ситуации общения, - процесс обновления индивидуального стиля общения путем познания «нового» в собеседнике и коллеге. Таким образом, признание и осознание «инаковости» другого субъекта общения является источником самообновления и гарантией свободы выбора индивидуального стиля общения.

Целостное видение процесса саморазвития – позиция взрослого человека, определяющего и ограничивающего свободу выбора стратегии своего обновления и среды своей деятельности, а также ответственности за возможные последствия. Целостность – влияние целей и средств на стратегию их достижения, образует неповторимый стиль субъекта общения.

Цельность процесса развития субъекта – формирования индивидуального стиля в процессе нормотворчества, возможна лишь при условии цельности пространства активности. Мы определяем это пространство как «культура общения», ибо оно являет собой одновременно ценность, смысл, содержание деятельности субъекта, а также и условием наиболее эффективной его самореализации.

Именно культура общения определяет, по нашему мнению, ту необходимую цельность в деятельности педагога, сознательно ставящего перед собой определенные цели и выбирающего пути их достижения на каждом уровне самореализации. Именно культура общения, как нам кажется, предполагает осознанность, то есть сознательный выбор содержания и формы, средства и цели в одном из видов деятельности – общении педагога. Культура общения является при этом мерилом ответственности субъекта в ситуации выбора, но в то же время и показателем свободы этого выбора.

Неповторимость и индивидуальность жизненных целей и смыслообразующих критериев выбора линии поведения в критических (конфликтных) ситуациях общения – стиля речевого поведения, влияют на уровень культуры общения в той среде, где педагог реализует себя как личность и профессионал. Активная творческая личность педагога создает вокруг себя новое пространство межличностной активности, которое мы называем «культура общения». А в результате, педагог непременно оказывает влияние на строгую нормативную среду педагогического общения, преобразовывая и развивая ее в интересах самореализации. Культура общения является одновременно условием успешной самореализации педагога, а также и результатом его индивидуальной творческой активности. Реализуя себя на разных уровнях самореализации, педагог оказывает влияние на процесс эволюции среды педагогического общения.

Процесс самореализации тесно сопряжен с процессом саморазвития субъекта. Субъект создает свою жизненную философию, систему ценностей и смыслов, чтобы реализовать их во взаимодействии с окружающим миром. Он создает себя сам и создает окружающий мир – вот главное отличие сегодняшнего времени, результат осмысления роли личности в системе взаимоотношений с этим миром. Субъект – самоосознающая система, способная к саморазвитию и обладающая потребностью в самореализации путем нормотворчества, создания своего пространства жизнедеятельности. Процесс нормотворчества является реализацией неповторимой индивидуальности, ибо именно здесь субъект активно взаимодействует с обществом, привнося в свое жизненное пространство новые смыслы и ценности своей деятельности. Субъект в процессе нормотворчества реализует не только заложенный в себе природный потенциал, но и стремится к самораскрытию и самосозиданию путем открытия в себе подсознательных возможностей. Творчество – всегда стремление к новому, новому видению, новому мироощущению, новому пониманию себя и своего места в окружающем мире. Важнейшее качество человека, по мнению А.В.Брушлинского, «быть субъектом, то есть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути…» (Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.1996, с.5).

Эффективность взаимодействия педагог-педагог возможна, как нам кажется, когда оба участника являются взрослыми людьми, готовыми и заинтересованными в обновлении, но не столько своих собственных суждений (смыслов и ценностей), сколько в экзистенциальном обновлении. Как это сделать, где искать источник такого обновления? Нам кажется этот процесс станет возможным, когда оба участника общения станут субъектами собственного высказывания и будут искать источник обновления в «инаковости» собеседника. В этом случае интенциональность высказывания будет связана с самоограничением субъекта – это будет уже путь не столкновения двух «инаковостей» (как у Гуссерля в «Картезианских размышлениях»), двух свобод, когда одна стремится поглотить другую, но путь к открытости и готовности обновления (к дискурсу). Принятие «инаковости» другого становится условием свободы выбора собственного «Я», своей субъектности. Мы можем стать субъектами лишь признавая субъектность собеседника.

Субъектность двух «Я» в ситуации общения педагог-педагог обеспечит нам не противостояние двух самостей, как это было раньше, но возможность и право на сосуществование, сомыслие, содействие, а затем и сотворчество на пути обновления среды общения и собственного высказывания. Научить педагога быть субъектом, то есть конституировать самого себя, быть открытым для внутреннего сущностного обновления через самонаблюдение и познание нового в другом – наша главная задача. Педагог становится самостоятельным, сознающим и ответственным за себя, тогда он готов к самоизменению и обновлению среды общения. Ибо «неизменяемость», «самость» личности – это всегда приговоренность к вечному настоящему, невозможность увидеть новое, а значит и отсутствие свободы выбора для того, чтобы сделать что-то новое – реализовать себя. «Прикованное к себе «Я» неспособно к самоизменению» (Левинас). Неизменяемость, отсутствие свободы выбора, а значит и недостаток ответственности за последствия индивидуального стиля высказывания, мешают педагогу быть и стать субъектом своей деятельности – создателем себя и среды своей деятельности, среды «культуры общения».