Лекция 1. Развитие PR-способностей у современного профессионала

Лекция 1. Развитие PR-способностей у современного профессионала

В современных условиях постоянно меняющегося информационно-коммуникативного пространства профессионалу необходимо развивать в себе определенные личностные и профессиональные качества, чтобы осуществлять свою деятельность адекватно новым требованиям социума, а также для успешной самореализации как личности и профессионала в современных коммуникативных условиях.

Особенно интересным, нам представляется изучение современной ситуации общения в профессиональной среде с точки зрения слияния теории и практики, семиотики и прагматики в коммуникативной деятельности специалиста PR. Развитие у современного профессионала PR-способностей необходимо для повышения имиджа его профессии, расширения ее возможностей, объединения профессиональной интуиции логики для развития умения делать выбор и принимать решение, прогнозируя возможные последствия и неся ответственность за свой выбор, развития навыков оценивания ситуации с рациональной и эмоциональной стороны.

Гуманистический и антропологический характер современных коммуникативных методик предполагает акт взаимодействия, что означает обеспечение обратной связи, заинтересованность в продолжении общения между субъектами коммуникативного процесса.

Известно, что наличие определенных умений и навыков у профессионала необходимо для осуществления основных функций, характерных для данной сферы деятельности. Говоря о функциях PR-специалиста прежде всего мы имеем в виду следующие: функции оценивания, идентификации, организации процесса взаимодействия, планирование и выполнение программы действий для достижения понимания, а в итоге принятия субъектами взаимодействия указанной программы и способа ее осуществления, т.е. функции управления процессом взаимодействия от постановки целей до анализа полученных результатов. Другой аспект деятельности профессионала PR связан с анализом собственной деятельности, что является условием эффективности предыдущих функциональных обязанностей. Прежде всего, это навыки самоанализа и самооценки, проявляющиеся в умении анализировать ситуацию, замечать собственные недостатки, анализировать и корректировать собственное поведение, а в итоге преодолевать трудности, возможные в ситуации общения.

Барьером для успешного осуществления этих функций могут стать: недостаточные умения и навыки профессионального самосовершенствования, неверие в собственную способность к профессиональному росту, а значит, и личностному, нормативные ограничения социума, часто не принимающего новые идеи. Таким образом, мы видим, что вышеперечисленные функции профессионала PR и современная коммуникация имеют много общего.

Учитывая широчайший спектр коммуникативных ситуаций (ситуаций общения) в современной социокультурной среде, остановимся на ситуации общения между взрослыми людьми. Для ситуации общения между взрослыми наиболее характерны черты PR-взаимодействия, т. к. это общение между «равными», хотя и обладающими различным социальным, профессиональным, психологическим опытом людьми. Профессионал-практик в современных социокультурных условиях должен обладать широчайшим спектром знаний в области педагогики, психологии, социологии, антропологии, социолингвистики и т. д. Для того чтобы уметь систематизировать и применять эти знания на практике, уметь защитить и аргументированно представить свою позицию, тем самым обеспечить себе поддержку со стороны коллег и заинтересованных в обсуждении конкретной проблемы лиц, нам необходимы умения и навыки профессионала PR.

Итак, остановимся подробнее на тех самых умениях и навыках профессионала PR, которые мы хотели бы научиться развивать в себе для обеспечения успешности профессиональной деятельности, а также реализации творческого и интеллектуального потенциала как личности.

По нашему мнению, в современной постоянно меняющейся сложной ситуации в коммуникативной и информационной среде специалист заинтересован в развитии новых для этой сферы деятельности качеств аналитика, умеющего диагностировать ситуацию с точки зрения понимания смысла и ценностей взаимодействия на межличностном и межгрупповом уровне, а также самоидентификации и самоанализа, для развития навыков самооценки.

Философско-антропологический аспект коммуникативной деятельности представляет собой, по нашему мнению, создание атмосферы понимающего взаимодействия, где у специалиста есть возможность осуществлять свободный выбор стратегии и тактики общения, а также ценностно-смысловых ориентиров взаимодействия. Процесс общения с этой точки зрения должен представлять собой взаимообогащающий и взаимодополняющий обмен значениями и смыслами между самосознающими субъектами.

Современную ситуацию многие исследователи-философы называют эпохой «после постмодерна» и связывают ее с необходимостью постоянного диагностирования —прежде всего определения основных позиций в понимании природы человека и человеческих взаимоотношений. Объясняется это усилением трагического и пессимистического в человеческом переживании времени. В связи с этим встает необходимость развития экзистирующего мышления, т.е. мышления, непосредственно вписанного в жизненные переживания и социальные действия людей. Одной из ведущих позиций философско-антропологической мысли считается проблема понимания другого, но неотделимой и равнозначной, как нам кажется, является проблема понимания себя и своего поведения.

С точки зрения философско-социального анализа деятельности профессионала остановимся на ситуации общения, ограниченной во времени и пространстве, под названием «здесь и сейчас». Специалисту PR постоянно приходится действовать в обстоятельствах ситуации «здесь и сейчас» — учитывать реальные социальные и психологические условия общения конкретной коммуникативной ситуации. Видеть и чувствовать главное, определять приоритеты данной ситуации, при этом осознавать значимость деталей для достижения цели общения — понимания. Это — путь к решению проблемы выбора и принятия ответственности за свое решение. В этом случае мы разделяем профессионалов на две группы: интуитивистов и прагматиков-логиков.

Принимая решение «здесь и сейчас», логик и интуитивист опираются на прошлое и пытаются предвидеть будущее, соотносят опыт и возможный результат. Прогнозирование результата связано с определением конкретных целей и задач, но их всегда несколько: ситуативные, прагматические, личностные и групповые, осознанные и подсознательные. Специалист по связям с общественностью должен уметь сочетать и согласовывать между собой свои личные цели и ценности с интересами и требованиями общества — общественным мнением, социальными нормами. И здесь право выбора, право свободы мышления и ответственности должны сочетаться с умением взаимодействовать, т.е. с культурой общения.

На практике профессионал-прагматик будет решать проблему логическим путем интенционального мышления, перебирая несколько возможностей, он будет руководствоваться скорее групповыми интересами и сделает свой выбор сознательно. Профессионал-интуитивист часто действует вопреки рациональному суждению собственного интеллекта, он движим чувствами, эмоциями, подсознательным ощущением ценности выбранного им самим ориентира. Сочетать в себе два этих качества — логики и интуиции — очень сложно, но именно специалисту по связям с общественностью это наиболее доступно в силу специфики его сферы деятельности.

Современному специалисту по связям с общественностью решение наиболее ответственных проблем важно уметь принимать коллегиально, объединяя усилия разных стилей профессиональной деятельности. Всем известные семинары и конференции на практике редко являются реальным объединением думающих и заинтересованных лиц, а принятие решений лишь видимо является коллегиальным, потому и вероятность эффективного выбора значительно уменьшается.

И здесь мы снова говорим о развитии PR-способностей у современного профессионала: способности взаимодополнять друг друга, даже при возможном расхождении во взглядах и мнениях, умения находить равновесие для принятия правильного решения, а также активно и творчески взаимодействовать в процессе поиска такого решения для достижения желаемого результата. Овладение такого рода компетентностью позволило бы нам более успешно корректировать свой личностно-коммуникативный потенциал и развивать в себе такие необходимые психологические качества, как стрессоустойчивость, эмпатичность, толерантность, ассертивность, умение вызывать к себе симпатию и доверие, дипломатичность, наблюдательность.

Коммуникативно-креативный аспект деятельности специалиста по связям с общественностью, создающего и актуализирующего свой индивидуальный стиль профессионального общения, также нуждается в освоении новых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения необходимы навыки самоанализа, ибо эта сфера деятельности прежде всего связана с его речемыслительной активностью, саморефлексией и самоидентификацией в процессе общения. Развитие умений самооценки в процессе общения связано с навыками прогноза коммуникативных неудач и анализа своих и чужих высказываний, поступков; самокоррекции и стремлении к созданию позитивного стиля речевого поведения, необходимых для веры в себя и свои успехи, улучшения имиджа профессии. Подобное отношение к себе и своему профессиональному поведению способствует развитию стратегического мышления личности.

Безусловно, вышеназванные качества присущи скорее некоему образу идеала современного специалиста по связям с общественностью, но в то же время являются необходимыми для развития его личности, самосовершенствования и, как следствие развития всей системы общения, — создания условий для культуры общения в современной коммуникативной среде.