Лекция 1. Развитие PR-способностей у современного профессионала
В современных условиях постоянно меняющегося
информационно-коммуникативного пространства профессионалу необходимо
развивать в себе определенные личностные и профессиональные качества,
чтобы осуществлять свою деятельность адекватно новым требованиям
социума, а также для успешной самореализации как личности и
профессионала в современных коммуникативных условиях.
Особенно интересным, нам представляется изучение современной ситуации
общения в профессиональной среде с точки зрения слияния теории и
практики, семиотики и прагматики в коммуникативной деятельности
специалиста PR. Развитие у современного профессионала PR-способностей
необходимо для повышения имиджа его профессии, расширения ее
возможностей, объединения профессиональной интуиции логики для развития
умения делать выбор и принимать решение, прогнозируя возможные
последствия и неся ответственность за свой выбор, развития навыков
оценивания ситуации с рациональной и эмоциональной стороны.
Гуманистический и антропологический характер современных коммуникативных
методик предполагает акт взаимодействия, что означает обеспечение
обратной связи, заинтересованность в продолжении общения между
субъектами коммуникативного процесса.
Известно, что наличие определенных умений и навыков у профессионала
необходимо для осуществления основных функций, характерных для данной
сферы деятельности. Говоря о функциях PR-специалиста прежде всего мы
имеем в виду следующие: функции оценивания, идентификации, организации
процесса взаимодействия, планирование и выполнение программы действий
для достижения понимания, а в итоге принятия субъектами взаимодействия
указанной программы и способа ее осуществления, т.е. функции управления
процессом взаимодействия от постановки целей до анализа полученных
результатов. Другой аспект деятельности профессионала PR связан с
анализом собственной деятельности, что является условием эффективности
предыдущих функциональных обязанностей. Прежде всего, это навыки
самоанализа и самооценки, проявляющиеся в умении анализировать ситуацию,
замечать собственные недостатки, анализировать и корректировать
собственное поведение, а в итоге преодолевать трудности, возможные в
ситуации общения.
Барьером для успешного осуществления этих функций могут стать:
недостаточные умения и навыки профессионального самосовершенствования,
неверие в собственную способность к профессиональному росту, а значит, и
личностному, нормативные ограничения социума, часто не принимающего
новые идеи. Таким образом, мы видим, что вышеперечисленные функции
профессионала PR и современная коммуникация имеют много общего.
Учитывая широчайший спектр коммуникативных ситуаций (ситуаций общения) в
современной социокультурной среде, остановимся на ситуации общения
между взрослыми людьми. Для ситуации общения между взрослыми наиболее
характерны черты PR-взаимодействия, т. к. это общение между «равными»,
хотя и обладающими различным социальным, профессиональным,
психологическим опытом людьми. Профессионал-практик в современных
социокультурных условиях должен обладать широчайшим спектром знаний в
области педагогики, психологии, социологии, антропологии,
социолингвистики и т. д. Для того чтобы уметь систематизировать и
применять эти знания на практике, уметь защитить и аргументированно
представить свою позицию, тем самым обеспечить себе поддержку со стороны
коллег и заинтересованных в обсуждении конкретной проблемы лиц, нам
необходимы умения и навыки профессионала PR.
Итак, остановимся подробнее на тех самых умениях и навыках профессионала
PR, которые мы хотели бы научиться развивать в себе для обеспечения
успешности профессиональной деятельности, а также реализации творческого
и интеллектуального потенциала как личности.
По нашему мнению, в современной постоянно меняющейся сложной ситуации в
коммуникативной и информационной среде специалист заинтересован в
развитии новых для этой сферы деятельности качеств аналитика, умеющего
диагностировать ситуацию с точки зрения понимания смысла и ценностей
взаимодействия на межличностном и межгрупповом уровне, а также
самоидентификации и самоанализа, для развития навыков самооценки.
Философско-антропологический аспект коммуникативной деятельности
представляет собой, по нашему мнению, создание атмосферы понимающего
взаимодействия, где у специалиста есть возможность осуществлять
свободный выбор стратегии и тактики общения, а также ценностно-смысловых
ориентиров взаимодействия. Процесс общения с этой точки зрения должен
представлять собой взаимообогащающий и взаимодополняющий обмен
значениями и смыслами между самосознающими субъектами.
Современную ситуацию многие исследователи-философы называют эпохой
«после постмодерна» и связывают ее с необходимостью постоянного
диагностирования —прежде всего определения основных позиций в понимании
природы человека и человеческих взаимоотношений. Объясняется это
усилением трагического и пессимистического в человеческом переживании
времени. В связи с этим встает необходимость развития экзистирующего
мышления, т.е. мышления, непосредственно вписанного в жизненные
переживания и социальные действия людей. Одной из ведущих позиций
философско-антропологической мысли считается проблема понимания другого,
но неотделимой и равнозначной, как нам кажется, является проблема
понимания себя и своего поведения.
С точки зрения философско-социального анализа деятельности профессионала
остановимся на ситуации общения, ограниченной во времени и
пространстве, под названием «здесь и сейчас». Специалисту PR постоянно
приходится действовать в обстоятельствах ситуации «здесь и сейчас» —
учитывать реальные социальные и психологические условия общения
конкретной коммуникативной ситуации. Видеть и чувствовать главное,
определять приоритеты данной ситуации, при этом осознавать значимость
деталей для достижения цели общения — понимания. Это — путь к решению
проблемы выбора и принятия ответственности за свое решение. В этом
случае мы разделяем профессионалов на две группы: интуитивистов и
прагматиков-логиков.
Принимая решение «здесь и сейчас», логик и интуитивист опираются на
прошлое и пытаются предвидеть будущее, соотносят опыт и возможный
результат. Прогнозирование результата связано с определением конкретных
целей и задач, но их всегда несколько: ситуативные, прагматические,
личностные и групповые, осознанные и подсознательные. Специалист по
связям с общественностью должен уметь сочетать и согласовывать между
собой свои личные цели и ценности с интересами и требованиями общества —
общественным мнением, социальными нормами. И здесь право выбора, право
свободы мышления и ответственности должны сочетаться с умением
взаимодействовать, т.е. с культурой общения.
На практике профессионал-прагматик будет решать проблему логическим
путем интенционального мышления, перебирая несколько возможностей, он
будет руководствоваться скорее групповыми интересами и сделает свой
выбор сознательно. Профессионал-интуитивист часто действует вопреки
рациональному суждению собственного интеллекта, он движим чувствами,
эмоциями, подсознательным ощущением ценности выбранного им самим
ориентира. Сочетать в себе два этих качества — логики и интуиции — очень
сложно, но именно специалисту по связям с общественностью это наиболее
доступно в силу специфики его сферы деятельности.
Современному специалисту по связям с общественностью решение наиболее
ответственных проблем важно уметь принимать коллегиально, объединяя
усилия разных стилей профессиональной деятельности. Всем известные
семинары и конференции на практике редко являются реальным объединением
думающих и заинтересованных лиц, а принятие решений лишь видимо является
коллегиальным, потому и вероятность эффективного выбора значительно
уменьшается.
И здесь мы снова говорим о развитии PR-способностей у современного
профессионала: способности взаимодополнять друг друга, даже при
возможном расхождении во взглядах и мнениях, умения находить равновесие
для принятия правильного решения, а также активно и творчески
взаимодействовать в процессе поиска такого решения для достижения
желаемого результата. Овладение такого рода компетентностью позволило бы
нам более успешно корректировать свой личностно-коммуникативный
потенциал и развивать в себе такие необходимые психологические качества,
как стрессоустойчивость, эмпатичность, толерантность, ассертивность,
умение вызывать к себе симпатию и доверие, дипломатичность,
наблюдательность.
Коммуникативно-креативный аспект деятельности специалиста по связям с
общественностью, создающего и актуализирующего свой индивидуальный стиль
профессионального общения, также нуждается в освоении новых
коммуникативных умений и навыков. В процессе общения необходимы навыки
самоанализа, ибо эта сфера деятельности прежде всего связана с его
речемыслительной активностью, саморефлексией и самоидентификацией в
процессе общения. Развитие умений самооценки в процессе общения связано с
навыками прогноза коммуникативных неудач и анализа своих и чужих
высказываний, поступков; самокоррекции и стремлении к созданию
позитивного стиля речевого поведения, необходимых для веры в себя и свои
успехи, улучшения имиджа профессии. Подобное отношение к себе и своему
профессиональному поведению способствует развитию стратегического
мышления личности.
Безусловно, вышеназванные качества присущи скорее некоему образу идеала
современного специалиста по связям с общественностью, но в то же время
являются необходимыми для развития его личности, самосовершенствования
и, как следствие развития всей системы общения, — создания условий для
культуры общения в современной коммуникативной среде.