Лекция 12. Речевой конфликт и непрерывность социального формирования личности

Лекция 12. Речевой конфликт и непрерывность социального формирования личности

Наиболее популярной в современной конфликтологии является точка зрения о функциональной значимости конфликта в развитии общества и личности. Сторонники этого взгляда на теорию и практику конфликта считают это явление в жизни общества неизбежным и совсем необязательно разрушительным. Конфликт созидателен по своей природе, считают они, а насилие и агрессия — лишь следствие неумения управлять ими. Конфликт, согласно этой теории, является формой социальных и социокультурных изменений и его вклад в развитие социальных отношений очень существенен.

Диалектическая теория конфликта восходит к идеям таких ученых-философов, как Гегель, Маркс, Земмель, Каузер.

Земмель выдвинул свою теорию конфликта как форме «социализации», которая является следствием взаимодействия внутри социальной группы. В результате ассоциирования членов группы «общество, в целях достижения определенной формы, нуждается в некотором количестве рациогармонии и дисгармонии, ассоциации и конкуренции, благополучных и неблагополучных тенденций» [Цит. по 22, С.36-37].

Ральф Дарендорф считает конфликт великой созидательной силой, ведущей к положительным изменениям в обществе: «не присутствие, отсутствие конфликта удивительно и ненормально… Мы предполагаем, что конфликт вездесущ там, где человеческие существа образовали социальные организации» [Цит. по 22, С.36-37].

Из теории функционализма пришло в конфликтологию понимание значения понятия «функция социального конфликта» — взаимосвязанность, а как следствие и созидательность этих функций. Три основные функции социального конфликта рассматривают как:

— объективные обстоятельства данной нормативной (социальной) ситуации;

— динамическую составляющую любого социального взаимодействия;

— определение уровня достижимости поставленной социальной цели, уровня независимости и свободы выбора в нормативной ситуации, а также степени релевантности рассматриваемых нормативных систем.

Зиммель и Каузер обозначают следующие социальные функции конфликта:

1. установление единства и сплоченности;

2. производство стабилизирующих и интегративных элементов;

3. выявление относительности силы антагонистических элементов;

4. создание механизма поддержки и справедливости баланса сил взаимодействующих субъектов и социальных групп;

5. создание ассоциаций и коалиций;

6. помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов («трудности сплачивают»);

7. функция «спускного клапана» для уменьшения фрустрации и агрессии;

8. создание условий для консенсуса.

Зигерт считал, что не «бесконфликтность» общества важна, а искусство преодоления внутренних и внешних противоречий и использование их в интересах общества, социальной группы и индивидуума. Независимая личность, индивидуум наиболее подвержен фрустрации под воздействием конфликтных ситуаций, когда сам не является членом социальной группы; в то время как индивидуумы, объединенные в единую группу социального взаимодействия, при умелом использовании конфликта могут идти по пути личностного развития, созидая новые социальные нормы и расширяя связи с внешней средой.

Итак, мы можем выделить следующие положительные функциональные особенности конфликта:

— благодаря конфликту высвобождается созидательная энергия и увеличивается способность личности к положительным социальным изменениям;

— повышается активность членов социума и усиливается мотивация как средство и форма самореализации индивидуума;

— укрепляются ценностные и смысловые нормы социума, благодаря углублению взаимосвязей в конфликтной ситуации; отношения внутри группы становятся более открытыми и полными;

— у членов социума появляются новые созидательные идеи, создаются условия творческого поиска: расширяются возможности оценить существующую социальную норму по-новому, а в итоге улучшаются условия взаимодействия внутри группы;

— для индивидуума конфликт служит условием и причиной самоанализа и самооценки, личность имеет возможность самоидентификации в ситуации конфликта, а значит, расширяется поле ее самореализации.

Благоприятное разрешение конфликтной ситуации всегда означает возможность предотвращения более серьезных разногласий и конфликтов.

Новая парадигма

Развитие социума неизбежно ведет к увеличению количества конфликтных ситуаций и усложнению их содержательного и функционального значения. Противоречивость интересов и ценностей индивидуума и социума ведет к обесцениванию многих методов диагностирования и разрешения конфликтных ситуаций. Перед современной социологией конфликта встает вопрос: как урегулировать конфликт, используя энергию развития?

Новая парадигма формируется вокруг идеи согласования интересов членов социальной группы (участников конфликта) еще до этапа их реализации, когда возможные противоречия и оппозиции моделируются заранее, и на этой основе принимаются сложные решения, максимально регулирующие интересы участников возможной конфликтной ситуации. Происходит прогнозирование возможных конфликтов на этапе целеполагания с применением методов многопозиционного анализа.

Я.Тисволд отмечал: «Когда люди верят, что их цели кооперируются, то они склонны к взаимной поддержке и помогают друг другу быть более эффективными. Они готовы воспринимать идеи друг друга и стараются комбинировать их в форму взаимовыгодного решения. Они используют конфликт для выполнения работы и укрепления взаимоотношений» [Цит. по 5, С.23-26]

Стратегические игры, поисковые конференции, широкие методы обсуждения —основные методы реализации данной парадигмы. На основе самообучения формируются специальные группы, когда в условиях турбулентности и толерантности члены группы «учатся, как учиться». Речь идет о коллективном метаобучении, когда несколько групп учатся вместе, как понимать других и себя, выстраивать совместные решения, с учетом обоюдных интересов, а затем учатся вместе действовать — речь идет не об индивидуальном, а о коллективном обучающем процессе.

Парадигма насилия и ненасилия

Неоднозначность нормативной ситуации, о которой мы уже говорили выше, противоречивость поведения личности и многоуровневые интересы общества — все эти обстоятельства усложняют принципиальные различия насилия и ненасилия в социальных взаимоотношениях (естественно, что речь идет не о грубом, прямом навязывании интересов одной стороны другой).

Исследователи этой стороны конфликта указывают в своих работах на те формы насилия, которые присутствуют в сфере интеллектуального и психологического взаимодействия, проявляются незаметно в виде искажения информации, навязывания своего мнения и взглядов.

Говоря в дальнейшем о лингво-прагматической стороне конфликта, мы остановимся подробнее на вопросе о границе между насилием и ненасилием на уровне духовной и интеллектуальной коммуникации. Идея ненасилия предполагает, прежде всего, переориентировку направления энергии от личности на идеи и принципы. Суть идеи – самораскрытие и самореализация личности в процессе общения. Идеи ненасилия на уровне гуманитарного взаимодействия были сформулированы еще в трудах Л. Толстого и М. Ганди.

В своих знаменитых посланиях Махатма Ганди сформулировал 10 правил ведения ненасильственного взаимодействия:

1. Не избегай конфронтации.

2. Будь открыт к общению и самокритике.

3. Находи решение и быстро двигайся к нему.

4. Относись к своему оппоненту как к потенциальному союзнику.

5. Выбирай соответствующую целям тактику.

6. Будь гибок.

7. Умей выигрывать время.

8. Будь взвешенным в своих действиях.

9. Будь дисциплинированным.

10. Знай, когда надо остановиться.