Лекция 4. Гуманитарные ценности коммуникации: антропологический подход к изучению проблемы

Лекция 4. Гуманитарные ценности коммуникации: антропологический подход к изучению проблемы

Американский ученый, исследователь в области социологии Т. Шибутани утверждает: «Социализация — это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям» [11, С.36].

Непрерывность социального формирования личности возможна и необходима в условиях постоянной социальной активности. Социализация — процесс самоидентификации личности в обществе, т.е. осознания собственной значимости и ценности. Окончательное свое осмысление идентичность личности получает лишь в «социальном контексте, в системе взаимоотношений с другими людьми» [7, С.193-194].

Процесс социализации личности неизбежно связан с преодолением кризисов профессиональной и интеллектуальной идентичности. «Слово «кризис» употребляется здесь в контексте представлений о развитии для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций, и вследствие этого, антагонистический источник возможного формирования хорошей и плохой приспособляемости» [47, С.105]. Американский психолог Ненси Шлоссберг считает, что на этом пути существуют потребности, которые должны удовлетворяться постоянно: возможность распоряжаться собой, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, преданность определенным людям и духовным ценностям. Но главное, по ее мнению, — это необходимость почувствовать, что ты нужен окружающим, т.е. потребность личности в ощущении собственной значимости. Препятствия, неизбежно встречающиеся на пути социализации, могут быть минимизированы и служить источниками развития, а не разрушения, при условии их активного (сознательного) анализа личностью. Ценностным, смысловым критерием такого анализа является, по нашему мнению, его гуманитарная составляющая — анализ роли и места личности в кризисной ситуации. Мы употребляем сегодня термин «кризис» именно в связи с личностным аспектом интересующей нас коммуникативной ситуации.

Итак, нас интересует вопрос: что происходит с человеком в кризисной ситуации в ее человеческом измерении?

В ситуации кризиса в человеке актуализируются его личностные стремления– самореализация, саморазвитие, обретение и осознание себя и своего жизненного пути, происходит процесс личностного роста.

Условием такого позитивного развития кризисной ситуации является уровень духовной и интеллектуальной свободы, без которого невозможно осуществить эффективный выбор средств коммуникации. Успешность выбранного пути разрешения конфликтной ситуации влияет и на уровень профессиональной компетентности личности.

Для определения уровня личностного и профессионального развития личности обратимся к работе С.Л. Братченко [6, С.14-17]., в которой автор выделил интра-персональные и интер-персональные критерии личностного роста:

Интраперсональные критерии

1. Принятие себя — признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как к «личности достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (38, С.242), вера в себя и свои возможности, доверие к собственной природе.

2. Открытость внутреннему опыту переживаний — способность прислушаться к «потоку» собственных переживаний, отнестись к ним с доверием и умение «жить настоящим», опираясь на реальный опыт и собственные желания.

3. Понимание себя — способность услышать и увидеть себя Я-подлинного, сквозь наслоения «масок», защит и ролей. Сближение Я-идеального и Я-реального — гибкая Я-концепция.

4. Ответственная свобода — ответственность за выбор ценностей и вынесение собственных оценок, независимость от давления внешних оценок. Ответственность за актуализацию собственной индивидуальности и самобытности, за то, чтобы оставаться верным себе.

5. Целостность — усиление и расширение интегрированности и взаимозависимости всех аспектов жизненной деятельности человека, в особенности целостность внутреннего мира личности. Целостность и конгруэнтность являются непременными условиями эффективной регуляции жизни человека.

6. Динамичность — зрелая личность постоянно растет и меняется через разрешение актуальных проблем и противоречий. Естественное состояние для личности — «быть в процессе» развития, «быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель…» [38, С.221]

Интерперсональные критерии

1. Принятие других — динамика отношений с другими людьми, признание их индивидуального своеобразия и права быть собой, признание их безусловной ценности и доверие к ним, «доверие к человеческой природе» и чувство глубинной сущностной общности между людьми.

2. Понимание других — готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого взаимопонимания, эмпатии; полное, адекватное, свободное, дифференцированное восприятие действительности вообще и других людей в частности.

3. Социализированность — стремление к конструктивным социальным взаимоотношениям. Благодаря контактам с другими людьми человек становится более открытым и естественным в общении, при этом более реалистичным и гибким, растет его способность компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии».

4. Творческая адаптивность — готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и успешно справляться с ними, не упрощая, а проявляя творческую активность, «адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» [38, С.81]

5. Нравственная зрелость — концепция Л. Колберга: мера личного принятия моральных норм как ценностей и мотивы этого принятия.

Соответственно выделяются три уровня морального развития личности:

- Доморальный уровень — ориентация на покорность и желание избежать наказания; наивный гедонизм (сиюминутные индивидуальные наслаждения).

- Уровень комфортной морали — ориентация на сохранение положительного имиджа и на поддержание собственного авторитета.

- Уровень совести и высоких нравственных принципов — ориентация на общественный договор (выполнение социальных норм взаимодействия), на индивидуальные принципы совести и справедливость (ценности).

6. Гражданская зрелость и социокультурная компетентность — способность личности не потеряться в социуме, не оказаться им подавленным, т.е. способность к самостоятельной, творческой деятельности; ответ на вопрос о том, насколько свободно человек готов жить среди людей, активно и полноценно реализуя себя, не нарушая при этом интересы других. Осуществление этого принципа возможно при наличии следующих социальных качеств:

- гражданская грамотность — способность критически мыслить, т.е. подвергать сомнению свои и чужие суждения и оценки, сравнивать аргументы, выстраивать контраргументы и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новой информации;

- правовая культура — готовность осознанно жить и работать в «правовом поле»;

- сотрудничество и ненасилие — способность к мирному сосуществованию, т. е. практические навыки кооперативного поведения, ведения переговоров, разрешения проблемных ситуаций;

- межкультурная компетентность и терпимость — способность понять и вступить в диалог с человеком, имеющим противоположную точку зрения, уважение к индивидуальности другого;

- коммуникативная компетентность — развитие в себе умений, необходимых для вступления в контакт, самовыражения (умение выразить собственные переживания и донести информацию), реакции на высказывание собеседника, навыки планирования общения и подготовка к нему, умение вести себя эффективно в конфликтной ситуации.