Планы семинарских занятий - Речевые и письменные коммуникации

Планы семинарских занятий

СЕМИНАР 1. Концепция курса: задачи и цели, ценности и смыслы, методы обучения Цель:

Согласование ожиданий слушателей и реальных целей и задач автора курса. Методы интерактивного взаимодействия.

Приблизительный план семинара:

1. Актуализация новых и уже известных понятий.

2. Феномен коммуникации — объективность и субъективность.

3. Систематизация предметного тезауруса студентов.

4. Выраженность признаков письменных и речевых коммуникаций.

5. Семантика и прагматика коммуникаций.

6. Идеал профессионала и Я.

7. Критическая самооценка ситуаций общения.

СЕМИНАР 2. Начальный тезаурус курса. Прием развития критического мышления, метод кластеры

Цель:

Введение основных понятий курса и констатирующий анализ понимания на основе имеющихся знаний.

Приблизительный план семинара:

1. Современные образовательные технологии рефлексивного характера.
• Разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом, Ч.Темплом и С.Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
• трехфазовая структура урока (занятия): вызов, осмысление, рефлексия.

2. Технологии развития критического мышления.

3. Метод кластеры: выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

СЕМИНАР 3. Специфика устной и письменной речи – актуализация новых понятий.

Цель:

Знакомство с методом интерактивного обсуждения и приемом «денотатный граф».

Приблизительный план семинара:

1. Денотатный граф (от лат. denote — обозначаю и греч. grapho — пишу) — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

2. Принципы построения:
• Выделение ключевого слова или словосочетания.
• Чередование имени и глагола в графе.
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - "веточки".
• Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и.т.д.

СЕМИНАР 4. Языковая личность.

Цель:

Изучение объективных и субъективных факторов влияющие на уровень развития языковой личности коммуникантов.

Приблизительный план семинара:

Вопросы для обсуждения (докладов студентов):

1. В каких ситуациях наиболее ярко проявляются особенности индивидуального речевого стиля?

2. Языковая компетентность и профессиональная деятельность — как связаны эти понятия?

3. Принцип насилия (власти, влияния) и ненасилия в коммуникации — как вы понимаете эти проблемы?

4. Стиль руководства — проблема или решение?

СЕМИНАР 5 . Гуманитарный подход в современной коммуникации.

Цель:

1. Метод экспресс-экспертизы: «Интерактивное и интрактивное общение».

2. Определение уровня самооценки и личностного роста — развитие рефлексии в коммуникации личности.

Приблизительный план семинара:

Принцип оценивания экспресс-экспертизы: Max 2- 1- 0

Уровень личностного роста: max 24

Интерперсональные критерии:

1. Принятие других

2. Понимание других

3. Социализированность

4. Творческая адаптация

5. Нравственная зрелость

6. Гражданская зрелость

Интраперсональные критерии:

1. Принятие себя

2. Открытость в себе

3. Понимание себя

4. Ответственная свобода

5. Целостность

6. Динамичность

СЕМИНАР 6. Комфортность и компетентность — взаимовлияние понятий. Цель: Анализ экспресс-интервью.

Приблизительный план семинара:

1. Методы развития ассоциативного и критического мышления.

2. Доклады студентов — применение методов кластеры и денотатного графа для определения взаимовлияния понятий комфортность и компетентность.

СЕМИНАР 7 . Сравнительные методы анализа текста PR и журналистского, рекламного текста.

Цель: Актуализация основных признаков текста PR, журналистского и рекламного текста.

Приблизительный план семинара:

1. Доклады и сообщения студентов по изученным вопросам.

2. Доклады студентов — применение методов кластеры и денотатного графа для определения основных признаков текста PR и журналистского, рекламного текстов.

СЕМИНАР 8 . Типология и типологизация текста PR.

Цель: Работа с текстами и обучение навыкам выделения жанровых и функциональных признаков текстов PR. Метод анализа текста — таблица синтез.

Прием «Таблица-синтез». Работа с основными понятиями

Ключевые понятияТолкованиеЦитаты из текста
1. До чтения текста  
2. После чтения  

СЕМИНАР 9 . Признак «группа общественности» — адресность текста PR.

Цель: Актуализация понятий «метатекст» и «адекватное восприятие текста»

Приблизительный план семинара:

1. Метатекст как одна из композиционно-синтаксических конструкций.

2. Дифференциальные признаки метатекста:
• языковая ситуация развертывания и восприятия текста,
• компоненты прагматического содержания:

лексико-синтаксический уровень адекватного восприятия текста;

композиционно-синтаксический уровень текста;
• прагматико-перцептивная функция текста.

3. Признак «группа общественности» и адресность текста PR.

СЕМИНАР 10 . Предупреждение коммуникативных неудач в эпистолярном жанре

Цель: Изучение особенностей эпистолярного жанра как примера диалогового общения в письменной речи.

Приблизительный тезисный план семинара:

1. Коммуникативная неудача как полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, т. е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего.

2. Эпистолярный жанр как особый пример диалогового общения: адресность и «двуначалие», система межличностных отношений адресата и адресанта.

3. Отличия письма от естественного диалога в устной речи:
• признак спонтанности по сравнению с устным диалогом;
• синтез различных коммуникативных стилей;
• Письмо — дистантный диалог, в котором адресант и адресат «разведены» в пространстве и во времени;
• Письмо представляет собой более прагматичную форму общения по сравнению с живой речью.

4. Общность интересов на уровне общих социальных, общекультурных, профессиональных и эмоционально-личностных взаимоотношений.

5. Эпистолярный жанр предполагает наличие конкретных знаний — определенной подготовленности обоих сторон к общению и интенциональности общения.

6. Роль оценочного типа высказываний в эпистолярном жанре. Излишняя категоричность и бесспорность суждений могут вызвать нежелательную реакцию адресата.

7. Противоречивость эпистолярного жанра заключается в несоответствии цели и средства.

8. Чувство языка и общая культура адресата и адресанта — гарантия открытости обсуждения, искренности и взаимного доверия.

СЕМИНАР 11. Функции и функциональность текста PR.

Цель:

Закрепление изученного лекционного материала и актуализация новых понятий.

Приблизительный план семинара:

1. Прием таблица-синтез основных понятий.

2. Денотатный граф для определения выраженности функций и функциональности различных текстов PR .

СЕМИНАР 12. Где находится порог языкового и личностного конфликта?

Цель:

Методы развития ассоциативного мышления в коммуникативных ситуациях и в ситуации конфликта.

Приблизительный план семинара: (доклады и сообщения студентов)

1. Функции косвенного воздействия текста.

2. Внутрикорпоративный имидж и роль специалиста по связям с общественностью в ситуации конфликта.

СЕМИНАР 13. "Принцип кооперации": межгрупповые и внутригрупповые конфликты.

Цель:

Метод М.Дойча изучения конфликтной ситуации с точки зрения типов взаимодействия: межгрупповых и внутригрупповых отношений.

Приблизительный план семинара:

• Принципы анализа ситуаций взаимодействия

1. Кооперация-конкуренция.

2. Распределение власти: равное или неравное; тип взаимоотношений доминантность-подчиненность, автономия-контроль.

3. Ориентация на задачу: степень эмоциональной и социальной ориентированности на достижение цели.

4. Формальный и неформальный характер взаимоотношений.

5. Интенсивность и значимость: глубинный или поверхностный характер взаимоотношений, степень взаимозависимости участников общения.

• Межгрупповые конфликты

1. Условия непосредственного взаимодействия — ситуационные факторы.

2. Процесс межгруппового взаимодействия с четырех позиций:

на уровне коммуникации: кооперативные отношения характеризуются открытой коммуникацией; конкурентные отношения — недостаточной открытостью в общении.

в процессе восприятия: кооперативным отношениям свойственно усиление восприимчивости, заинтересованность, конвергенция представлений и ценностей;

в ситуации конкуренции — усиливается восприимчивость к различиям, чувство опасности, идущей от других, возникает ощущение полной изолированности и оппозиции.

в установках по отношению друг к другу: внутри кооперативной группы устанавливаются внимательные и дружелюбные отношения; участники конкурирующих групп склонны к взаимной подозрительности.

с точки зрения ориентации на задачу: кооперативный характер взаимоотношений стимулирует тенденцию к решению общей задачи и взаимодополняемости; в ситуации конкуренции — страдает продуктивность совместной деятельности, усилия членов группы направлены на разрешение собственных проблем и задач, конфликты чаще решаются с позиции власти.

• Внутригрупповые конфликты

Особенности этих конфликтных ситуаций будут во многом зависеть от внутригрупповых отношений:

— чем теснее связи внутри группы, тем конфликт интенсивнее;

— число конфликтных ситуаций находится в обратной связи с их интенсивностью;

— большая терпимость к внутригрупповым конфликтам более характерна для тех групп, где отношения с внешней средой уравновешены;

— подавляя конфликт, мы заглушаем полезный сигнал, тем самым, усиливая внутригрупповое напряжение и опасность разрушения связей;

— выявление противоречивых интересов у членов группы способствует возможности их нового согласования, восстановлению необходимого для взаимодействия равновесия внутри группы;

— противоречия способствуют созданию ассоциаций, коалиций внутри группы, обеспечивая условия для расширения сфер взаимодействия;

— контролируемый конфликт внутри группы необходим для реализации индивидуальных способностей и индивидуальной активности членов группы — самореализации личности участников взаимодействия.

• Константин Левин: уровень социального напряжения внутри группы «пространство свободного движения». Количество этого пространства будет зависеть от степени реализованности индивидуальных потребностей членов группы; будет тем шире, чем более открытым и свободным является общение, от его эффективности:

— количества вербализуемых идей, воспринимаемых и оцениваемых членами группы;

— координации усилий членов группы, то есть наиболее эффективного разделения труда;

— атмосферы согласия с основными общими идеями социальной группы;

— согласованности интересов членов группы: проблема законности существования индивидуальных и групповых интересов.

• Т.А. Полозова: два вида внутригрупповых конфликтов — предметно-деловой и лингво-прагматический.

СЕМИНАР 14. Актуалема как единица взаимопонимания

Цель: Изучение коммуникативного акта и его составляющих: понятия продуцент, реципиент и актуалема — зона взаимопонимания. [42, С.54-58]

Приблизительный план семинара:

1. Две главнейшие функции языка — коммуникативная (функция общения) и когнитивная (познавательная).

2. Коммуникативная функция — функция контактоустанавливающая (фатическая), конативная (усвоения), волюнтативная (воздействия) и функция хранения и передачи национального самосознания.

3. Когнитивная функция — познание и овладение общественно-историческим опытом и знаниями, оценка (аксиологическая), денотация (номинация), референция, предикация и др.

4. Этапы современной устной речи: мысль — коммуникативная интенция — речь — восприятие — понимание — реакция.

5. Экспрессивность, стремление к выбору эффективных средств воздействия на слушателя.

6. Говорящий, осуществляя свою речевую деятельность, учитывает вместе с тем и закономерности восприятия текста, то есть он как бы ставит себя в позицию адресата речи.

7. «Грамматика говорящего» и «грамматика слушающего» как разные механизмы порождения и восприятия речи (код говорящего и код слушающего).

8. Зона формирования актуалем. Зона взаимопонимания, где реализуются и собственно языковые средства, и паралингвистические средства (мимика, жесты, интонация, темп и т.п.), обладающие специфическими функциями.

9. Схема описания: код говорящего, код слушающего и зона заимопонимания, формируемая посредством актуалем:

КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ

ПРОДУЦЕНТ >> ЗОНА ВЗАИМОПОНИМАНИЯ << РЕЦИПИЕНТ

СЕМИНАР 15. Итоговый предметный тезаурус курса

Цель: Обучение приемам самоанализа и самокоррекции в современной коммуникативной деятельности. Тест на определение степени знакомства реципиентов со словарем специалиста по связям с общественностью

СловоЗнакомо ли Вам это слово? (да/нет)Что означает это слово?Напишите другое слово, похожее на это по значению
Коммуникация   
Социология   
Психология   
Функция   
Деятельность   
Ситуация   
Общение   
Имидж   
Антропология   
Семантика   
Прагматика   
Высказывание   
Устная речь   
Текст   
Нормативность   
Языковая личность   
Стиль   
Дискомфорт   
Компетентность   
Публичность   
ИНформативность   
Оптимизация   
Когнитивность   
Типология   
Адресность   
Этика   
Конфликтность   
Речевое поведение   

СЕМИНАР 16. Понятие речевого комфорта в ситуации общения

Цель: Изучение коммуникативной и когнитивной функция языка. Развитие фатической (контактоустанавливающей), конатативной (усвоения), волюнтативной (воздействия) функций общения; познание и овладение общественно-историческим опытом и знаниями.

Приблизительный план семинара:

1. Метатекст и адекватное восприятие текста

2. Лексико-синтаксический уровень

3. Композиционно-синтаксическом уровень

4. Прагматико-перцептивная функция

5. Метаструктуры как комментарии, пометки, аннотации, предисловия —вербализация компонентов прагматического содержания текста:
• интенция адресанта текста (автора, комментатора)
• текст или фрагмент текста как референт, объект
• адресант текста – автор или комментатор (редактор, составитель, переводчик
• адресат текста
• сам факт восприятия текста
• прагматическое, референтное время развертывания или восприятия текста
• способ оформления текста или фрагментов текста
• конвенция об особенностях употребления элемента текста