Введение - Речевые и письменные коммуникации

Введение

Цель курса «Речевые и письменные коммуникации» — научить студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», максимально эффективно использовать особенности речевых и письменных коммуникаций в профессиональной деятельности и ознакомить с наиболее интересными научными разработками в сфере современных коммуникаций.

Проблема осуществления PR-деятельности в некоммерческих структурах (в сфере образования, культуры, религии, здравоохранении, экологии) является практически не разработанной в специальной литературе. Использование приемов PR деятельности в вышеперечисленных областях социальной жизни делает эту проблему интересной и актуальной. Сфера общения в образовательной среде является, как нам кажется, одной из наиболее благоприятных для использования приемов PR-деятельности.

Общение как область межличностных отношений, имеющая диалогический характер, сочетающая в себе самые различные виды невербального общения, представляется нам замечательным примером возможного слияния философии и практики взаимодействия в современной социокультурной среде. Очевидно также, что профессиональное использование приемов PR в речевых и письменных коммуникациях может способствовать созданию благоприятного имиджа профессии и росту авторитета личности специалиста по связям с общественностью, а в итоге конкретному учреждению и организации, фирме.

Гуманистический и антропологический характер используемых в программе курса коммуникативных методик предполагает акт взаимодействия, что означает обеспечение обратной связи, заинтересованность в продолжении общения между субъектами коммуникативного процесса (преподавателем и студентами).

Известно, что наличие определенных умений и навыков у профессионала необходимо для осуществления основных функций, характерных для данной сферы деятельности. Функции специалиста по связям с общественностью — это прежде всего оценивание, идентификация, организация процесса взаимодействия, планирование и выполнение программы действий для достижения понимания, а в итоге принятия субъектами взаимодействия указанной программы и способа ее осуществления, то есть функции управления процессом взаимодействия от постановки целей до анализа полученных результатов. Другой аспект деятельности профессионала связан с анализом собственной деятельности, что является условием эффективности реализации предыдущих функциональных обязанностей. Прежде всего — это навыки самоанализа и самооценки, проявляющиеся в умении анализировать ситуацию, замечать собственные недостатки, анализировать и корректировать собственное поведение, а в итоге преодолевать трудности, возможные в ситуации общения.

Таким образом, мы видим, что вышеперечисленные функции специалиста по связям с общественностью и современная коммуникация имеют много общего.

Учитывая широчайший спектр коммуникативных ситуаций, в программе уделено особое внимание практике ситуации общения между взрослыми людьми. Общение между взрослыми — это общение между «равными», хотя и обладающими различным социальным, профессиональным, психологическим опытом людьми. Профессионал-практик в современных социокультурных условиях должен обладать широчайшим спектром знаний в области педагогики, психологии, социологии, антропологии, социолингвистики и т. д. Предлагаемое учебно-методическое пособие «Речевые и письменные коммуникации» крайне необходимо в процессе подготовки студентов для успешной коммуникативной деятельности. Используемые методы интерактивного взаимодействия и развития критического и ассоциативного мышления обеспечивают развитие профессиональных умений и навыков студентов, а также способствуют общекультурному развитию их личности.