Школа‎ > ‎

Кружок "Театрализованное чтение" (2012-2013)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Санкт-Петербурга Гимназия 171 с углубленным изучением французского языка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

«Театрализованное чтение на французском языке»

для 5 класса


Составитель: Быкова Н.Е., учитель французского языка


Санкт-Петербург – 2012/2013 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок «Театрализованное чтение на французском языке»

для 5 классов

учитель Быкова Нина Евгеньевна


Программа нашего кружка предназначена для детей уже имеющих базовые знания по-французскому языку. Для активного включения ученика в творческую деятельность он должен уметь :

  • читать по-французски

  • знать основы французской грамматики

  • читать тексты по-французски с общим пониманием смысла

  • иметь средний лексический запас слов

Цель кружка: знакомство с французской литературой и традициями французского театра, развитие навыков художественного чтения и аналитического чтения, развитие навыков правильно грамматически и интонационно оформленной устной речи.

Задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы в процессе подготовки к декламированию и инсценированию текстов на французском языке дети приучались бы свободно владеть языком и различными средствами самовыражения.

Занятия нашего кружка предполагают подготовку детей к конкурсному выступлению: чтение по ролям, постановка мини-спектакля и индивидуальное театрализованное чтение изученных текстов. Еженедельные репетиции и обсуждение характеров героев и средств их изображения создает атмосферу самостоятельного творческого мышления у детей и вызывает интерес к изучению языка.

Программа рассчитана на 35 аудиторных часа и состоит из 6 частей.

Первая часть (4 часа) посвящена чтению и изучению французской детской поэзии. Стихи французских поэтов для детей отличаются юмором, простотой и доступностью форм повествования. При этом они богаты и разнообразны с точки зрения языкового строя и морально-этической направленности их содержания. Работа с поэтическими текстами развивает у детей не только любовь к французскому языку и Франции, но и их образное и творческое мышление, а также чувство юмора и формирует элементарные сценические навыки. Каждый раз мы изучаем текcты по-новому: изучаем рифмы и рисуем главных героев, читаем по-ролям и иллюстрируем содержание с помощью мимики и жестов.

Вторая часть (4часа) представляет собой работу с прозаическим литературным произведением. Мы читаем и изучаем литературный язык сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». Эти занятия позволят детям расширить их кругозор и поднять интерес к чтению вообще. Чтение в классе позволяет развить речевые и интонационные навыки, расширяет лексический запас и учит понимать французскую речь. На таких занятиях дети выполняют и творческие задания: готовят доклады дома на заданную учителем тему, обсуждают языковые средства, используемые автором текста для создания портрета литературного героя, а потом используют эти знания в процессе подготовки инсценирования литературного произведения.

Третья часть (8 часов) предполагает чтение и изучение басен Лафонтена и их инсценирование. На этом этапе нам бы хотелось познакомить ребят с творчеством Лафонтена и особенностями литературного языка его басен. Навыки изображения зверей, полученные в первой части наших занятий, умение работать с лексическими средствами помогут ребятам найти оригинальные способы самовыражения и представления героев басен. А правильно интонационно и фонетически оформленная речь станет важным средством для обучения театрализованному чтению текстов басен Лафонтена.

Четвертая часть (3 часа) посвящена подготовке к ежегодной неделе французского языка в школе — разучиванию художественных текстов и стихов, а также подготовке к выступлению и конкурсу в рамках недели французского языка.

Пятая часть (5часов) посвящается методам работы с художественным текстом и развитию ораторских навыков учащихся. Дети не только учатся анализировать прочитанное и понимать смысл текстов, но в форме открытой дискуссии обсуждают форму и содержание произведения. Приемы ораторского искусства изучаются по произведениям Дейла Карнеги.

Шестая часть (8 часов) — заключительная, на примере современного литературного произведения — сказки «Крылья любви» дети демонстрируют полученные в ходе занятий умения и навыки прочтения, подготовки и постановки драматического произведения. Заключительный спектакль и репетиции служат материалом для анализа и доработки в будущем.

Тексты изучаемых фрагментов выдаются учителем в классе, а дома дети готовят лишь творческие задания и повторяют изученное.


Учебно-тематический план

Кружка по французскому языку «Театрализованное чтение

на французском языке»

на 2012 -2013 уч.год, учитель: Быкова Нина Евгеньевна

5 класс


Название , цели и задачи занятия

Часы

Раздел 1: «Французский язык в стихах» Береговская Э.М.«Поэзия вокруг нас»

4

Первый урок: Французский язык вокруг нас — вводная беседа учителя и знакомство участников факультатива. Театрализованное чтение — основные принципы. Стихотворение Мориса Карема «Кот и солнце» - изучение лексики и чтение по ролям.

Задание: Изобразить кота. Сыграть как он ест, пьет и спит. Подготовить доклад на русском языке «что я знаю о французском театре»

1

Второй урок: Доклады участников об истории, актерах, художниках французского театра и кино. Исполнение сценки про кота на французском языке.

Задание: Что такое юмор? Как относятся ко смеху в разных странах и культурах?

1

Третий урок: Стихотворение Мориса Карема «Утки». Образное мышление и сравнения в стихотворении. Работа с лексикой и интонационное оформление чтения.

Задание: Что такое рифма в стихах и какая она бывает?

1

Четвертый урок: Стихотворение Мориса Карема «Говорят, говорят». Особенности рифмы и сравнение оригинального текста и перевода.

Задание: Что такое сказка и какова ее история?

1

Раздел 2: Французская литературная сказка. Шарль Перро «Красная шапочка»

4

Пятый урок: Рассказ учителя о творчестве Шарля Перро и о французской литературной сказке. Чтение и анализ лексики в классе. Изучение прилагательных обозначающих положительные и отрицательные черты характера главного героя — волка.

Задание: Составить портрет волка и изобразить его черты ( в рисунке или мимикой и жестом)

1

Шестой урок: Какими средствами пользуется автор для изображения девочки? Глаголы и прилагательные, характеризующие Красную Шапочку.

Задание: Что означает красный цвет? Какие еще цвета имеют символическое значение.

1

Седьмой урок: Символы и жесты — беседа учителя. Выразительное чтение по ролям и инсценирование текстовых фрагментов. Обсуждение морали сказки .

Задание: Изобразите главных героев с помощью возможных для вас средств(рисунок, интонация, голос, мимика и жест)

1

Восьмой урок: Инсценирование сказки «Красная шапочка». Конкурс в классе.

1

Раздел 3: Басни Лафонтена «Ворона и лисица» и «Стрекоза и муравей»

8

Девятый урок: Беседа учителя о басне как о литературном жанре. Сравнительное прочтение басни Крылова и Лафонтена.

Задание: Найдите и прочитайте другие басни Крылова.

1

Десятый урок: Изучение лексического и грамматического языка басни Лафонтена «Ворона и лисица». Чтение вслух и по ролям.

Задание: В чем разница между понятиями похвала и комплимент, что такое лесть?

1

Одиннадцатый урок: Лесть, похвала и комплимент — их средства выражения. Комплиментарное высказывание в разных культурах. Разучивание басни по ролям.

Задание: подготовить мини -спектакль «Ворона и лисица»

1

Двенадцатый урок: Инсценирование Басни «Ворона и лисица» - конкурс среди нас.

1

Тринадцатый урок: Басня Лафонтена «Стрекоза и муравей» . Положительный и отрицательный персонаж — языковые и художественные средства изображения — беседа учителя и учеников. Чтение вслух в классе.

Задание: нарисовать персонажей басни или изобразить их как-то иначе.

1

Четырнадцатый урок: Изучение лексического и грамматического языка басни Лафонтена «Стрекоза и муравей».

Задание: Чтение и работа с интонацией и произношением текста басни.

1

Пятнадцатый урок: Конкурс «Лучший чтец басни Лафонтена»

1

Шестнадцатый урок: Инсценирование басни Лафонтена. Музыка в театре — беседа учителя

Задание: подобрать музыкальное оформление басни «Стрекоза и муравей.

1

Семнадцатый урок: конкурс «Мы играем по-французски» -

каждый представляет мини-спектакль индивидуально или в группе по изученному материалу.

1

Итого 1семестр: 17 часов


Раздел 4: Подготовка к неделе французского языка.


Восемнадцатый урок: Басня Лафонтена. Аналитическое чтение: смысл слов и словообразование. Задание: разделить басню на логические части и выделить ключевые слова, глагол tenir и его значения, словообразование.

1

Девятнадцатый урок: стилистика и стиль – обсуждение понятий, на примере литературных произведений 19 века.

1

Двадцатый урок: подготовка к неделе французского языка. Разучивание стихов и развитие навыков художественного чтения.

1

Раздел 5: Развитие навыков работы с литературным текстом


Двадцать первый урок: Глагол как литературный прием в характеристике персонажа: анализ текста басни Лафонтена.

1

Двадцать второй урок:Пересказ басни на французском языке – развитие навыков произношения и устной речи.

1

Двадцать третий урок: Ораторские навыки в искусстве — беседа по произведениям Карнеги.

1

Двадцать четвертый урок: «Как завоевывать внимание людей, выступая публично» (Дейл Карнеги) — беседа по теме.

1

Двадцать пятый урок: Ритм и ритмика в стихосложении – как прием поэтического чтения, на примере стихотворения Поля Элюара “Свобода”

1

Раздел 6: Современная литературная сказка — особенности жанра.


Двадцать шестой урок:Подготовка к инсценированию сказки “Крылья любви” Мишель и Морин Гранж. Разбор текста и написание сценария.

1

Двадцать седьмой урок: Читка по ролям и анализ характеров главных персонажей сказки “Крылья любви”.

1

Двадцать восьмой урок: Разучивание ролей и сценография сказки “Крылья любви”.

1

Двадцать девятый урок: Репетиция сказки “Крылья любви” и отработка ролевых навыков, движение на сцене и работа с голосом на сцене.

1

Тридцатый урок : Театр марионеток — как жанр театрального искусства. Беседа и доклады-сообщения участников.

1

Тридцать первый урок: Развитие навыков сценического движения. Читка по ролям сказки «На крыльях любви»

1

Тридцать второй урок: Разучивание роли и отработка на сцене — репетиция в зале.

1

Тридцать третий урок: Генеральная репетиция сказки «На крыльях любви»

1

Итого 2 семестр: 18 часов



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Береговская Э.М.. Поэзия вокруг нас : книга для чтения на фр.яз.для учащихся мл.классов средней школы./Пер.м.Д.Яснова; сост. И обраб. Э.М.Береговской/ М.Просвещение.1984.

  2. Французская литературная сказка (12-20 в.в.): Сборник. /сост.М.В.Разумовская. - М.Радуга, 1983. На франц.яз. - 648с.

  3. Fables mises en vers par Monsieur de la Fontaine. 1965, by Librairy Jules Tallandier .

  4. Мишель и Морин Гранж. Невероятный Нико. Сборник сказок на французском языке. С-Петербург, 2012.