Школа‎ > ‎

Кружок "Театрализованное чтение" (2013-2014)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Санкт-Петербурга Гимназия 171 с углубленным изучением французского языка


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

«Театрализованное чтение на французском языке»

для 6 класса


Составитель: Быкова Н.Е., учитель французского языка


Санкт-Петербург – 2013/2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа нашего кружка предназначена для учащихся 6 классов, разного уровня обученности — от базового до углубленного. Программа также является продолжением аналогичного курса «Театрализованного чтения на французском языке» для 5 класса и соответственно ставит перед собой, в основном, те же цели и задачи. Для активного включения ученика в творческую деятельность он должен уметь :

  • читать по-французски

  • знать основы французской грамматики

  • читать тексты по-французски с общим пониманием смысла

  • иметь средний лексический запас слов

Цель кружка: знакомство с французской литературой и традициями французского театра, развитие навыков выразительного чтения-декламации и аналитического чтения, развитие навыков правильно грамматически и интонационно оформленной устной речи.

Задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы в процессе подготовки к декламированию и инсценированию текстов на французском языке дети приучались бы свободно владеть языком и различными средствами самовыражения.

Занятия нашего кружка предполагают подготовку проектов: чтение по ролям в классе, постановка мини-спектакля и индивидуальное театрализованное чтение изученных текстов, выпуск газет и конкурсы рисунков. Еженедельные репетиции и обсуждение характеров героев и средств их изображения призваны создавать атмосферу самостоятельного творческого мышления у детей и мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Программа рассчитана на 32 аудиторных часа. Работа с текстами (читка) предполагает три этапа:

  • В первом приближении к тексту ученики изучают оригинальные тексты, делая собственные заметки и комментарии, переписывали эти тексты, учат их наизусть, чтобы потом читать публично перед зрителями – la recitatio.

  • Второй ступенью ознакомления с текстом является его декламация – la declamatio, когда ученики декламируют вслух поэмы и отрывки из прочитанных произведений, а также порой сами становятся сочинителями подобных текстов.

  • Третьим этапом обучения являются публичные состязания между участниками – la disputatio - где важен получаемый учащимися опыт обсуждения и публичной дискуссии самых разных проблем. Целью таких диспутов является, прежде всего, развитие критического мышления и творчества участников, умений оспаривать и доказывать свои мнения и суждения, аргументированно спорить с соперником. В таких состязаниях юных ораторов проявляются не только их вербальные ораторские способности, но и невербальные – искусство мимики и жеста, владение собственным телом.

Чтение оригинальных текстов в школьном театре способствует развитию навыков произношения и чтения вслух на иностранном языке, а также умению анализировать смысл прочитанного. С точки зрения развития навыков письма на иностранном языке, мастерство написания драматических текстов — одно из самых оригинальных и познавательных навыков. Возможность переписывать текст по ролям в группе и коллективное обсуждение написанного предполагает также и самостоятельное прочтение и осмысление мотивов и характеров персонажей. Работая совместно в творческой группе, мы используем индивидуальные особенности каждого для создания общей атмосферы произведения.

Театр — это также замечательная школа языка и культуры. Выступая на сцене и работая с текстом произведений, мы имеем редчайшую возможность проявить не только свои лингвистические и паралингвистические способности, но и приобщиться к культуре народа на языке которого мы играем. С точки зрения общекультурного развития современного школьника, чтение художественного текста является богатейшим источником понимания различных культур и поиска объединяющих межкультурных ценностей. Ведь нет языка без культуры — и этот тезис находит свое реальное подтверждение в процессе театральной деятельности школьника.

Важно, что не только отличник может участвовать в театральных постановках, но и весьма средний ученик, если его риторические и ораторские навыки и драматические таланты используются. Но конечно же, и практика декламирования на иностранном языке в школьном театре не заменима как метод обучения языковым навыкам — развитию произношения и мелодики речи, интонации и ритма речи, активизации знаний других аспектов изучаемого языка. Работа с текстом предполагает самые разные виды познавательной деятельности и дает новые возможности закрепления уже изученного материала.

Важным кажется также и позитивное влияние обучения в атмосфере театральной деятельности школьника на его отношения с окружающей действительностью, причем меняются отношения как между детьми, так и между детьми и педагогами. Дистанции стираются, привычные нормы отменяются и обнаруживаются новые связи и ситуации. Процесс узнавания друг друга в игре, в новой роли, устанавливает новые связи, основанные на совместной деятельности. В условиях театра дети познают и самих себя — они имеют уникальную возможность взглянуть на себя чужими глазами, учатся эмпатии и толерантности в отношениях друг с другом.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кружка по французскому языку «Театрализованное чтение

на французском языке»

на 2013 -2014 уч.год, учитель: Быкова Нина Евгеньевна

6 класс


Дата занятия

Название , цели и задачи занятия

Часы

3.09 -10.12

Раздел 1: Проект «Спектакль по мотивам сказки «На крыльях любви» Андре и Мари Гранж»

12

3.09

Первое занятие: Организация курса: цели и задачи, основные методы работы. Обсуждение тематики курса и планируемых проектов.

Задание: Перечитать текст сказки «На крыльях любви» Андре и Мари Гранж

1

10.09

Второе занятие: Выразительное чтение и закрепление новых ЛЕ и РО. Обсуждение характеров главных героев сказки.

Задание: Вспомнить речевые средства самовыражения: интонация, темп, пауза, мелодика речи.

1

17.09

Третье занятие: Распределение ролей между участниками группы — аргументация и согласование мнений, высказывание собственного суждения.

Задание: Повторить неречевые средства самовыражения — мимика, жестикуляция, поза и взгляд. Правила движения на сцене.

1

24.09

Четвертое занятие: Развитие навыков художественного чтения. Читка первая сказки.

Задание: Повторить принципы Карнеги «Как оказывать влияние на людей, выступая публично»

1

1.10

Пятое занятие: Основные жанры литературного произведения. Поэзия — жанровые особенности символизма Поля Верлена.

Задание: Выучить стихотворение Верлена «Песнь осени»

1

8.10

Шестое занятие: Особенности жанра современной литературной сказки. Эмоции и настроение в современной сказке, на примере «Крыльев любви»

Задание: индивидуальные задания для доклада-сообщения на тему «Классическая и современная сказки»

1

15.10

Седьмое занятие: Характер главного героя — средства и методы создания сказочного персонажа.

Задание: Нарисовать портрет своего героя сказки

1

22.10

Восьмое занятие: Читка вторая. Костюм как средство самовыражения и как средство создания образа персонажа.

Задание: придумать костюм для своего персонажа.

1

29.10

Девятое занятие: Значение музыки и музыкального оформления в жанре литературной сказки. Ритмика движения на сцене и художественное средство спектакля.

Задание: Подобрать мелодии для украшения спектакля.

1

26.11

Десятое занятие: Языковые средства самовыражения — сравнения, афоризмы, персонификация, метафоры.

Задание: Найти в тексте сказки языковые средства характеризующие ее стиль.

1

3.12

Одиннадцатое занятие: Ораторское искусство — урок риторики на сцене. Заключительная читка сказки «На крыльях любви»

Задание: Выучить наизусть свою роль и подготовиться к спектаклю.

, ха

10.12

Двенадцатое занятие: Спетакль «На крыльях любви» на фестивале Малая Рампа в Аничковом дворце.

1

17.12-15.04

Раздел 2: Проект «Театрализованное чтение стихотворения Поля Элюара «Свобода»

14

17.12

Тринадцатое занятие: Поль Элюар — факты биографии поэта. Социальный контекст литературного произведения и его роль в стихотворении «Свобода»

Задание: Индивидуальные задания по теме «Контекст в литературном произведении»

1

25.12

Четырнадцатое занятие: Символика цветов в празднике Рождества во Франции и России.

Задание: Символика цвета в разных культурах— индивидуальные сообщения .

1


Итого 1семестр: 14 часов.


12.01

Пятнадцатое занятие: Сюрреализм Поля Элюара — особенности жанра.

Задание: Найти образы и символы в тексте стихотворения «Свобода»

1

18.01

Шестнадцатое занятие: Читка первая. Изучение языкового строя стихотворения. Поэтика образа «Свободы»

Задание: Найти примеры употребления метафоры и сравнения, персонификации в стихотворении «Свобода»

1

28.01

Семнадцатое занятие: Продолжение первой читки - ритм и интонация в эстетике сюрреализма

Задание: ассоциации в чтении — попробовать интерпретировать свои и чужие ассоциации при чтении стихотворения.

1

4.02

Восемнадцатое занятие: Грамматический строй стихотворения «Свобода». Значения и употребление настоящего времени.

Задание: Индивидуальное задание - подготовить выразительное чтение отрывка.

1

11.02

Девятнадцатое занятие: Читка третья — изобразительные средства в поэзии сюрреализма.

Задание: выучить наизусть свой отрывок.

1

18.02

Двадцатое занятие: Слово как средство поэтической игры. Рифмы в поэзии сюрреализма.

Задание: Индивидуальные задания - по образцу используемых Элюаром рифм придумать свои четверостишия на заданные темы.

1

25.02

Двадцать первое занятие: Лексические игры и упражнения — работа с текстом стихотворения.

Задание: индивидуальное выразительное чтение.

1

4.03

Двадцать второе занятие: Грамматические игры — работа с текстом стихотворения.

Задание: закончить начатое в классе.

1

18.03

Двадцать третье занятие: Музыкальное оформление поэтического текста как выразительное средство.

Задание: изобразить свое видение текста отрывка и самого названия стихотворения «Свобода»

1

1.04

Двадцать четвертое занятие: Плакат, афиша, открытка — как изобразительные средства для передачи основного содержания литературного произведения.

Задание: подготовить газету-плакат иллюстрирующий содержание стихотворения «Свобода»

1

8.04

Двадцать пятое занятие: Читка четвертая — подготовка выступления-декламации поэмы «Свобода» Поля Элюара

1

15.04

Двадцать шестое занятие: Конкурс чтецов поэмы «Свобода» Поля Элюара

1


Раздел 3: Театрализованное чтение отрывка из пьесы Мольера «Мнимый больной»

6

22.04

Двадцать седьмое занятие: Вводная беседа - Биография и творчество Мольера. Искусство театра Мольера.

1

29.04

Двадцать восьмое занятие: Пьеса Мольера «Мнимый больной» - обсуждение особенностей жанра комедии и названия пьесы. Приближение к пониманию смысла комедии.

Задание: подумать над интерпретацией слова «Мнимый» и найти синонимы и антонимы этого слова.

1

6.05

Двадцать девятое занятие: Уменьшительно-ласкательная лексика в пьесе и ее значение для понимания основного содержания комедии.

Задание: Найти в тексте примеры употребления уменьшительно-ласкательных выражений.

1

13.05

Тридцатое занятие : Полисемия в комедиях Мольера — значение синонимии, антонимии, паронимии, омонимии. Работа с текстом и приближение к пониманию основного содержания.

1

20.05

Тридцать первое занятие: Знаки и чувства в театре и в комедии. Читка первая.

Задание: Подготовить выразительное чтение отрывка комедии.

1

26.05

Тридцать второе занятие: Подведение итогов года и обсуждение планов на следующий год.



Итого 2 семестр: 18 часов



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Verdeil J. Théâtre et Pédagogie. A propos du théâtre scolaire // Les Cahiers pédagogiques, CRAP. Paris, 1995, №337. URL: http://bbouillon.free.fr/univ/cours_ufr/arts/fichiers/cahpedag.pdf

  2. Береговская Э.М.. Поэзия вокруг нас : книга для чтения на фр.яз.для учащихся мл.классов средней школы./Пер.м.Д.Яснова; сост. И обраб. Э.М.Береговской/ М.Просвещение.1984.

  3. Французская литературная сказка (12-20 в.в.): Сборник. /сост.М.В.Разумовская. - М.Радуга, 1983. На франц.яз. - 648с.

  4. Fables mises en vers par Monsieur de la Fontaine. 1965, by Librairy Jules Tallandier .

  5. Мишель и Морин Гранж. Невероятный Нико. Сборник сказок на французском языке. С-Петербург, 2012.