Школа‎ > ‎

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ «AVANT LA LECTURE»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия 171 с углубленным изучением французского языка г. Санкт-Петербурга


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

по ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

«AVANT LA LECTURE»

10 классы

Составитель: Быкова Н.Е., учитель французского языка


Санкт-Петербург – 2017/2018учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Кружок «AVANT LA LECTURE» является продолжением долгосрочного авторского проекта «РЕФЛЕКСИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА» А2-В1 и призван готовить участников к городскому конкурсу научно-исследовательских работ учащихся на французском и русском языках «О, сколько нам открытий чудных …». Организатор и учредитель конкурса: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, кафедра иностранных языков.

Актуальность целей и задач кружка состоит в необходимости создания условий для развития у учащихся мотивированности, инициативы, способности творчески мыслить, высказывать свою точку зрения, решать нестандартные задачи, что является необходимым условием для развития умений и навыков, а также личности учащихся в рамках ФГОС.

Основная задача кружка связана с межпредметным характером работ, где учащиеся могли бы продемонстрировать свои знания и умения, полученные в межпредметных областях: французский язык, информационные технологии, литература и т.д. Кроме того, учащиеся смогут приобрести начальные навыки проведения научных исследований, оформления результатов в виде презентации и научной статьи.

Основной целью кружка является создание условий для формирования научного типа мышления учащихся, овладения ими ключевыми методами и приемами научных исследований.

Участники: учащиеся 10 классов.

Предлагаемые тематики: интегративные — французский и литература, французский и история, французский и искусство( живопись, музыка, театр), французский и социальная сфера (спорт, экология, экономика и т. п.).

Язык изложения— французский и русский.

Программа кружка рассчитана на 68 часов. В течении года участники готовят два текста: устный текст выступления-презентации и письменный текст статьи на французском языке по выбранной теме исследования. Темы исследований предлагаются учителем в начале курса обучения и подробно разбираются на занятиях кружка со всеми участниками. Таким образом осуществляется коллективная подготовка и обучение навыкам исследовательской деятельности.

Требования к тексту презентации и тексту статьи-исследования:

Устный этап конкурса — презентация включает 5-10 слайдов и устный доклад-презентация на 5-10 минут .

Письменный этап конкурса (статья) — изложение материалов презентации в виде связного текста статьи-исследования 3-6 страниц с указанием списка использованной литературы. Работы должны быть представлены в электронном и бумажном варианте на русском и французском языках. Русский и французский вариант должны быть эквивалентны.

Объем статьи – не менее 3 страниц (включая рисунки, таблицы, схемы и т.д.).

Формат листа А4, верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см, шрифт Times New Roman, 12 пунктов, междустрочный интервал полуторный, выравнивание текста по ширине, красная строка – 1,25 см, ссылки на литературу в квадратных скобках, например, [1, с. 2], список литературы в конце текста.

Также должны быть представлены сведения об авторах (ФИО автора, место учебы, ФИО научного руководителя (учителя), должность научного руководителя, адрес электронной почты).

Статья должна состоять из следующих основных частей: название статьи, аннотация, ключевые слова, введение, основная часть, заключение (выводы, обобщение результатов).


Критерии оценивания устного этапа: (max 20)


  1. владение устной речью (французский — язык презентации) (0-5)

  2. научность изложения (соответствие теме, проблематика, понятия, логика изложения и выводы) (0-5)

  3. исследование (литература использованная при подготовке, новизна и доказательность) (0-5)

  4. технические умения и навыки (презентация) и самостоятельность (50% из Интернета — плагиат) (0-5)


  1. Критерии оценивания письменного этапа

Critères pour l'évaluation PRODUCTION ECRITE (max 20)

Respect de la consigne

Respecte la situation et le type de la production demandé

0

0,5

1

1,5

2





Capacité à présenter des faits

Peut évoquer avec claireté et précision des faits, des évenements et des situations.

0

0,5

1

1,5

2





Capacité à argumenté une prise de position

Peut développer une argumentation en soulignant de manière appropriée points importants et détails

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3



Cohérence et cohésion

Peut relier clairement les idées exprimer sous une forme du texte fluide et cohérent

Respecte l'usage de la mise en page. La ponctuation peut subir l'influence de la langue maternelle

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

Compétence lexicale

Etendue du vocabulaire

Peut utiliser une gamme assez étendue de vocabulaire et des termes scientifiques relatifs au sujet choisi

0

0,5

1

1,5

2





Maitrise de l'orthographe

0

0,5

1







Compétence grammaticale

Choix des formes grammaticales

Des erreurs non systématiques sans conduire à des malentendus

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

4

Dégré d'élaboration des phrases

Peut utiliser de manière appropriée des constructions variées

0

0,5

1

1,5

2






Предлагаемые разделы курса и тематики занятий


Занятия в клуб «RIVE GAUCHE 2» для учащихся 10 класса углубленного уровня изучения французского языка, как и в прошлом году, предполагают методику обучения аналитическому чтению оригинальных текстов различных авторов на французском языке. Авторская концепция обучения опирается, в основном на идеи авторов пособия «Litterature et expression» Anne-Marie Achard, Jean-Jacques Besson, Catherine Caron, 2002.

Специфика нашего подхода состоит в том, чтобы дети научились определять особенности художественного текста, литературный стиль автора и языковые средства и образы, а в конечном итоге научились сами формулировать высказывания-тексты — отношения, идеи и суждения на основе прочитанного текста и анализа его языкового и стилистического строя.

Выбор текстов для изучения определяется целью нашего курса — сформировать у детей общее представление об основных направлениях развития не только франкоязычного мира, но и мировой цивилизации и культуры, в целом. Литературно-художественное наследие Древнего мира, авторы Средневековья и современная литература стали предметом нашего обсуждения и изучения на занятиях в клубе.

Занятия в клубе в этом году предполагают изучение 10 разделов:

  1. Первый раздел - «Distinguer différents romans», где мы будем говорить о стилистических и жанровых особенностях романа и его авторах. А на примере чтения отрывка из романа Жоржа Сименона поговорим о детективном жанре.

  2. Второй раздел - «Se souvenir» посвящен жанру мемуаристики и её особенностям на примере чтения текстов писем Жоржа Перека и Святого Августина. Сравнение современных и древних текстов имеет не только лингвистический и литературоведческий смысл, но и морально-нравственное значение для нас при изучении понятия «mémoire».

  3. Третий раздел - «Ecrire à quelqu'un» научит детей не только читать письма как литературное произведение, но и самим писать письма. Эпистолярный жанр как форма и содержание текста в письмах Сенеки будут предметом нашего обсуждения.

  4. Четвертый раздел - «Aller au théâtre» предлагает познакомиться с текстами комедий Мольера и сценическими комментариями автора.

  5. Пятый раздел - «Lire la poésie» поможет детям в узнавании поэтических образов в разных культурах и разных временах — французской, китайской и японской: мы читаем стихи Поля Элюара, Люка Перрье, Жана Кокто, Лафонтена и Ван Вей.

  6. Шестой раздел - «Peindre le rêve» призван стать школой интерпретации текста картины и замысла автора. Мы хотим изучить языковые средства описания картины, а также научиться интерпретировать её содержание.

  7. Седьмой раздел - «Le voyage» продолжает любимую детьми тему путешественников и их открытий. Путешествие Христофора Колумба в описании самого путешественника является для нас текстом-документом и его особенности также любопытны для нас.

  8. Восьмой раздел - «S'informer» научит детей пользоваться доступными источниками информации и различать их - читать различные статьи мировых энциклопедий и словарей, понимать как ими пользоваться, а также современную публицистику и журналистские статьи.

  9. Девятый раздел - «Decouvrir le Moyen Age» рассказывает об особенностях средневековой литературной сказки и её героях и образах.

  10. Десятый раздел - «Conter» научит детей самих сочинять сказки и комментировать их, опираясь на тексты японских сказок.


Каждый раздел курса предполагает 6 часов занятий, посвященных одному автору и его тексту. На первом занятии «Prendre contact» - «Знакомство» мы предлагаем познакомиться с самим текстом и его автором — изучить жанр и стилистические особенности произведения, благодаря ответам на вопросы после текста и чтению комментариев.

Второй час посвящен более глубокому изучению «Mieux connaître» - «Узнай лучше», мы ожидаем от участников клуба активного обсуждения прочитанного, основанного на изучении дополнительных материалов по тематике текста и проблемного их анализа. Задание в конце этого часа состоит в том, чтобы каждый смог и захотел высказать собственное отношение-суждение о прочитанном в виде письменного эссе (min 100-120 знаков) по изучаемому вопросу.

Наконец на третьем занятии «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель» мы ожидаем услышать от участников клуба выступления-сообщения на изученную тему и предлагаем обсуждение выступлений друг друга в открытой дискуссии. Таким образом мы готовим участников клуба к устному этапу конкурса исследований конкурса «О, сколько нам мгновений чудных!» и защите своих исследовательских работ-презентаций.

Четвертое и пятое занятие раздела «Etude d'image» - «Визуальный текст» — творческие мастерские, где дети учатся считывать изображение как текст, находят смыслы в различных формах пластического искусства: живописи и скульптуре. Мы предлагаем научится интерпретации изобразительного языка и использованию различных кодов визуального ряда в своем высказывании.

Шестое занятие будет носить практический характер«Discussions» - «Дискуссии»: вопросы и дискуссии по изученным текстам и подготовка собственных работ-исследований и их обсуждение.

Таким образом, в работе клуба мы предполагаем объединить навыки чтения, письма и интерпретации текста в изучении произведений мировой культуры. Наша первоочередная задача — дать возможность детям высказать их личное понимание и отношение к прочитанному и увиденному, а также подготовить их работе над анализом и комментированием-аргументацией авторского текста — написанию статьи на французском языке для 2 этапа конкурса «О, сколько нам мгновений чудных!».


Возможные темы исследований-презентаций


  1. Французская и русская поэзия 19-20 века

  1. 1. Любимые части речи у французских и русских поэтов — местоимение «Я» у Маяковского, Пастернака, Цветаевой, Ахматовой и у Верлена, Бодлера и Жана Кокто

Литература:

  • Борис Пастернак. Избранное. В двух томах. Т.1. Стихотворения и поэмы. - Спб.: ООО Изд-во «Кристалл», 1998.

  • Верлен П. Романсы без слов. Библиотека мировой литературы.Изд-во «Жизнь замечательных людей»1999

  • Ахматова А.А. Примите этот Дар...:Стихотворения.- М.:ТОО «Летопись», 1997.

  • Франциска Туи. Субъективность как граница.

  • Быков Д. Борис Пастернак.

  • Бродский. Эссе «Муза плача» и «Об одном стихотворении»

2. В. В. Маяковский — футуризм 20 века. Владимир Маяковский - Человек Мира.

Литература:

  • Claude Frioux. Maïakovski par lui-même. Ecrivains de toujours. Paris, 1961


  1. Живопись 19- 20 века во Франции и России

  1. 1. Портреты Пьера-Огюста Ренуара и Валентина Серова — французская и русская портретная живопись 19- 20 века.

Литература:

  • М.С.Лебедянский. Портреты Ренуара.М. Изобразительное искусство.1998.

  • Joseph-Emile Miller, Frank Elgar. La peinture moderne.Paris, 1986

  • Краткий энциклопедический словарь. М-Я. М.,2000.с. 600

  1. 2. Марк Шагал — французский или русский художник?

Литература:

  • Марк Шагал. Альманах. Вып.116. Спб, 2005.

  • Joseph-Emile Miller, Frank Elgar. La peinture moderne.Paris, 1986

  • Марк Шагал. Стихи «Моя Любовь», «Об этой ясности», «Родина»

  1. 3. Пикассо и Шагал -театральные художники 20 века

Литература:

  • Жан Кокто. Портреты-воспоминания. Поль Элюар. Пикассо. Модильяни

  • Joseph-Emile Miller, Frank Elgar. La peinture moderne.Paris, 1986.

4. В. В. Маяковский — поэт и художник 20 века «Окна Роста»

Литература:

  • Claude Frioux. Maïakovski par lui-même. Ecrivains de toujours. Paris, 1961

5. Форма, свет и цвет — язык живописи. Красный цвет в русской и французской живописи.

Литература:

  • Albert Bordas, Gerard Gay-Barbier. Peinture et spiritualité. Edition Noesie, 2002.

  • Красный цвет в русском искусстве. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1997.

Фантастика и реальность. Поиски смысла.

1. Образы фей-волшебниц в литературе и искусстве — история вопроса.

Литература:

  • Laurence Harf-Lancner. Le monde des fées dans l'occident médiéval. Hanchette Littératures, 2003.

2. Язык танца - танец и духовность.

Литература:

  • France Schott-Billmann. Danse et spiritualité. Edition Noesie, 1999.

    1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Кружка по французскому языку

Клуб «Rive gauche»

на 2017 -2018 уч.год, учитель: Быкова Нина Евгеньевна

10 класс (68 часов)


Дата занятия

Название , цели и задачи занятия

Часы


Первый раздел - «Distinguer différents romans» par gestes et détails, shéma et position, athmosphère et évènement, objet et personnage-observateur et acteur. Repérer et résumer un texte narratif.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Жорж Сименон (1903-1989) «Человек из Лондона». Жанр детективного романа и его особенности.

Задание: каких авторов детектива вы знаете и чем их истории интересны.

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше»: Детали и описания в романе-детективе. Метод наблюдения и дедукции: чемодан — предмет или персонаж?

Задание: описать чемодан минимум в пяти предложениях, закончить историю.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Анализ и пересказ литературного текста: приемы и методы устного и письменного пересказа.

Задание: подготовить устный и письменный пересказ, следуя изученным правилам.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Три типа визуального текста — афиша, картина, открытка. Типизация визуального текста по функциональности.

Задание: опишите и найдите общее в предложенных визуальных документах.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Визуальные образы и воображаемые — искусство и воображение.

Задание: Используя картину укажите те средства, которые использует художник, чтобы донести до нас нужную информацию.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: «Красный цвет в русском искусстве».

Задание: определить символику красного цвета в картине.

1


Второй раздел - «Se souvenir» de sa vie et de la vie des autres.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Жорж Перек (1936-1982) «Я вспоминаю» - воспоминания личные и исторические.

Задание: вспомнить какие воспоминания вы читали и определить их жанр.

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: Библейские авторы и их тексты — Писание от Св. Августина. Исповедь и воспоминание — общее и различие по тексту «L'apprentissage de la parole».

Задание: этимология слова «enfant» и выражения«avoir le souvenir de»; рассказать коротко о своем детском воспоминании.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Язык — один для всех, о каком языке идет речь в исповедях Св. Августина.

Задание: Разделите вербальные и невербальные функции языка, используя слова и выражения из текста.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Язык иконописи — глаза и черты лица. Древнеегипетские фрески 3в. и православная иконопись 12-16 в.в.

Задание: Какое отношение к изображению у вас и автора - сравнить язык живописи и дать комментарий.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Портрет — язык позы и жеста. Бокаччо 15в. и Гоген 20в.

Задание: Что для вас информативнее — цвет, поза или окружающие предметы. Почему?

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Язык инструмент или средство. Как менялось функциональное назначение языка во времени, с чем это связано по вашему?

Задание: письменное эссе на тему.

1


Третий раздел - «Ecrire à quelqu'un» prendre l'habitude d'écrire des lettres, le genre épistolhère a vieilli ou non? les sentiments les raisons pour écrire des lettres.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Сенека «Письма Люсилиусу» - моралист и мемуарист. Черты эпистолярного жанра.

Задание: философские письма — что это такое? Чьи философские письма вы читали или слышали о них?

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше»: Мораль — нравоучение или жанр, стилистический прием? Виды морализма.

Задание: Найти мораль в письме Сенеки и прокомментировать. Где еще вы встречали мораль, приведите примеры и прокомментируйте.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Гёте «Страдания юного Вертера» - роман в письмах. Дети и взрослые — есть ли различия?

Задание: Детские черты превращаются...?

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Опишите изображенные предметы-письма и прокомментируйте их с точки зрения времени.

Задание: как бы вы изобразили письмо сегодня?

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Письмо как арт-факт, исторический документ и средство коммуникации.

Задание: сравните эти три ситуации и прокомментируйте их.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Почему писать письма не модно?

1


Четвертый раздел - «Aller au théâtre» : Театр Мольера (1622-1673)— история и современность.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: От Мольера до Бернарда Шоу и Марселя Панёля — смех и слезы на сцене. Театральные жанры и их особенности.

Задание: Найдите черты современного театра в текстах Мольера

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше»: Molière «Les Fourberies de Scapin» - мизансцены, комментарии и характеры героев.

Задание: подготовить театрализованное чтение текста.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Комизм в театре как средство привлечения или нравоучения. Найдите в тексте Мольера морализаторские черты смеха.

Задание: Что такое смех?- дайте определение. Мини-эссе.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Театр в живописи. Искусство театра — изобразительное или вербальное? Костюмы и цвета в театре. Ватто и Франсуа Брюнель-сын.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Фотопортрет вашего любимого актера — характер и роль.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: «Nos armes ont toujours de bonnes mines!» Афоризмы со словом «смех» в русском и французском языке.

1

Консультации и подготовка устных выступлений-презентаций по темам — 4 часа


Пятый раздел - «Lire la poésie» et voir, entendre le texte pour le mieux comprendre.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Изображение животных в поэзии 20 века у сюрреалистов Поля Элюара, Люка Перрье и Генри Тома.

Задание: прочитать и найти стилистические приемы используемые авторами для изображения природы и животных.

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: приемы аллитерации, сравнения и поэтические ассоциации.

Задание: Напишите перевод или сочините стихотворение о животном или птице по образцу стихотворения Поль-Мари Фонтена. «Игра»

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Китайская поэзия — философия и искусство. Вонг-Вей (701-761) — художник и поэт концептуалист.

Задание: дайте определение настроению каждого стихотворения, как вы его понимаете.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Изобразите прочитанные в классе стихи и прокомментируйте.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Поэзия в живописи. Сальвадор Дали и Марк Шагал.

Задание: Можно ли изобразить чувства? Как бы вы изобразили, например страх и зависть?

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Марк Шагал — поэт или художник.

Задание: найдите визуальные и изобразительные средства в текстах Шагала.

1


Шестой раздел - «Peindre le rêve» une image singulière, l'icone, connaissance transfigurée

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Библейская первооснова и смысл иконописи — история и философия вопроса. Кто автор иконы — Бог или человек?

Задание: Расскажите об иконе и ее авторе.

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: Философия, мораль или религия нужны нам для прочтения смысла иконы. Кандинский «Духовность в искусстве»

Задание: Может ли художник быть аморальным? Приведите примеры.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Прочтите картину Петрова-Водкина К.С. (1878-1939) «Фантазия» (1925) - какие религиозные и философские, эстетические смыслы вы здесь можете распознать.

Задание: Определите жанр документа-картины и его текстовое содержание.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Может ли картина говорить — Икона Божьей Матери и «Черный квадрат».

Задание: Сочините текст или подберите литературный фрагмент к картине.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Пейзаж — изображение внутреннего мира. Пейзаж в живописи и в поэзии — общее и различия.

Задание: Найдите картину-пейзаж отображающую ваше настроение и опишите ее.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Красота — содержание или форма?

Задание: найдите литературные тексты, дающие определение или рассазывающие об этом понятии.

1


Седьмой раздел - «Le voyage» du grand explorateur Christophe Colombe 1450-1506 à l'Inde et les moyens littéraires pour décrire ses souvenirs.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Открытия и первооткрыватели — почему люди путешествуют? Любопытство или экономические интересы движут нами? «Lettre à Louis de Santangel» de Christophe Colomb Кристофор Колумб «Письмо Луи Сантангелю».

Задание: Найдите в тексте чего больше боится путешественник, а вы?

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: Причина и следствие, аргументы и утверждения — найдите в тексте и определите языковые формы для обозначения этих отношений. Как описать место, климат и людей — словоформы и лексемы.

Задание: почему в мемуарах путешественников одинаково много описаний и философии?

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: L.A. Bougainville «Voyage autour du monde» Луи Анатоль Бугенвиль (1729-1811) — французский мореплаватель и путешественник «Путешествие вокруг света». Где живут самые счастливые люди?

Задание: найдите в тексте как автор относится к жителям Таити и почему?

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Картины Гогена и их информативность для нас.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Картины маринистов и их сообщения-тексты.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Что можно узнать о других людях в путешествии?

1


Восьмой раздел - «S'informer» à quoi ça sert être informer et informer quelqu'un?

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Структура и назначение словаря и словарной статьи. Виды словарей. Le Robert, 1972 «PIONNIER»

Задание: Найдите в словаре определение , значения, употребление и синонимы слова «Традиция» «Tradition».

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: История слова и понятия — Философские словари и Энциклопедии. Daniel Crozes. De corne et d'acier

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: «Pour ne pas couper l'amitié». История предмета — история традиций и культуры народа.

Задание: Расскажите историю традиционного предмета вашей или другой культуры.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Фотография и фоторепортаж из прошлого и настоящего.

Задание: опишите события изображенные на фотографии в форме репортажа.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Сюжетная живопись 19 века — исторический текст. Языковые и визуальные средства.

Задание: расскажите об историческом эпизоде картины.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Журналистика и её принципы: информировать или убеждать.

Задание: В чем разница между проблемной и информационной статьей.

1


Девятый раздел - «Decouvrir le Moyen Age» à l'aide des contes anonymes, comportant des éléments merveilleux et évoquant des leçons de morales.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: структура и форма средневековой сказки, особенности лексического строя и мораль сказки, на примере «Du vilain et de l'oiselet».

Задание: сформулируйте вашу мораль сказки

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: значение слов и символика в сказках Средних веков. Смех как инструмент воспитания — значение слов «précepte» и синонимы и словоупотребление «moquerie».

Задание: дайте определение понятию «смех» и приведите примеры словоупотребления.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: Почему мораль вкладывается в «уста» животного или птицы — черта времени или стилистическая особенность. «Местный колорит» - в средневековых текстах, на примере Jean-Côme Noguès «Le Faucon déniché»

Задание: аргументируйте выбор животного у Ла Фонтена и Крылова.

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: La peinture temoigne son temps. Предний и задний план картины, объект изображения — композиция как текст на примере картины Гогена «Завтрак» Paul Gauguin «Le Repas, ou Les Bananes» и Эжена Фроментена «Арабские всадники в пустыне» Eugène Fromentin, «Cavaliers arabes dans le desert»

Задание: опишите те композиционные приемы, которые несут по вашему мнению особый смысл.

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Костюмы и цвета фона картины — как сюжет в живописи. Картины Матиса Matisse и Рериха (20 век).

Задание: сравните цвета и их значение в разных культурах.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Mohammed Dib «Le Métier à tisser» - молчание знак чего? Молчание — текст в восточных культурах.

Задание: Какие еще невербальные средства имеют свое каннотативное значение в восточной и западной культуре.

1


Десятый раздел - «Conter» c'est à dire savoir les traditions orales populaires aux cultures différents. La variété des métamorphoses et la diversités des éléments merveilleux aux cultures différentes.

6


1. «Prendre contact» - «Знакомство»: Японская сказка — стилистика и характерные черты. Настроение и чувства в японской культуре, на примере сказки «Mogo l'insatisfait».

Задание: какие чувства испытывает главный герой, а вы сами?

1


2. «Mieux connaître» - «Узнай лучше: Шарль Перро «Сказки матушки Ой» Charles Perrault «Contes de ma mère l'Oye» - время повествования в тексте, последовательность изложения и значение цифр по тексту «Les Fées»

Задание: опишите портреты и характеры трех персонажей.

1


3. «Lecteur accompli» - «Вдумчивый читатель»: превращения в сказке, для чего они нужны? Волшебство и волшебники — кто они?

Задание: на примере изученных текстов объясните для чего превращения в японской и французской сказке?

1


4. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Как изображают сказочных персонажей художники. Васнецов и Билибин.

Задание: имена каких художников иллюстраторов вы знаете и чем они вам нравятся?

1


5. «Etude d'image» - «Визуальный текст»: Глядя на картину попробуйте предложить сюжет сказки и героев. Какой фрагмент картины стал для вас источником идеи?

Задание: записать сюжет сказки по картине.

1


6. «Discussions» - «Дискуссии»: Ход повествования в сказке всегда предсказуем или нет.

Задание: попробуйте изменить сюжет известной сказки и сочините свой конец.

1

Консультации и подготовка текстов статей-исследований — 4 часа


Итого : 68 часов




Материально-техническое и

информационно-техническое обеспечение

Для реализации программы в распоряжении преподавателя имеются: компьютерные кабинеты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, научно-методическая литература, информационные ресурсы Интернета.