Школа‎ > ‎

Рабочая программа внеурочка PETIT NICOLAS 7г 2016-17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире французской литературы»

направление «общеинтеллектуальное»

для 7 г класса

Составитель:

Быкова Нина Евгеньевна, учитель французского языка

Санкт-Петербург – 2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлении на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации от 19.05.98 г. № 1276).

  4. Приказ Министерства Образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.05.2004 года № 1089

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016/2017 учебный год.

  6. Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга "Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» от 08.08.2012 № 2222-р.

  7. Учебный план ГБОУ Гимназии № 171.

  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. — М.: Просвещение, 2011 и позже. — (Стандарты второго поколения).

Программа рассчитана на 34 аудиторных часа и состоит из 2 разделов (27 часов) и уроков-контролей в первом полугодии (3 часа) и во втором (4 часа).

Занятия нашего курса предполагают развитие навыков чтения с пониманием прочитанного текста и формирование навыков дискутирования по содержанию текста.

  • В первой части урока (10 минут) — дети смотрят фрагмент мультфильма на французском языке и готовятся отвечать на вопросы учителя по содержанию увиденного фрагмента. Работа может быть организована фронтально и по группам.

  • Вторая часть (30 минут) урока посвящена чтению текста с пониманием. Уровни понимания могут быть разными, поэтому учитель готовит задания четырех уровней, каждое из которых оценивается по-разному, в зависимости от уровня сложности:

  1. первый уровень — чтение вслух и ответы на вопросы учителя (5 баллов);

  2. второй уровень — чтение вслух и формулировка вопросов остальным ученикам (10 баллов);

  3. третий уровень — чтение вслух и пересказ текста ( 15 баллов);

  4. четвертый уровень — чтение вслух и комментарий проблематики текста (20 баллов)

Конечная цель занятий не только развить навыки понимающего чтения аутентичного текста, но и получить опыт обсуждения и публичной дискуссии самых разных проблем на языке. Целью таких диспутов является, прежде всего, развитие критического мышления и творчества участников, умений оспаривать и доказывать свои мнения и суждения, аргументированно спорить с собеседником на французском языке.

В течении года предполагается промежуточная и итоговая аттестация по курсу:

  • в первом полугодии мы проверяем умение читать вслух (3 часа);

  • во втором полугодии мы оцениваем не только навыки чтения вслух, но и беседу-дискурс с учителем по содержанию прочитанного фрагмента(4 часа).

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 7 класса. Учитывая требования ФГОС нового поколения, при создании данной программы внеурочной деятельности особое внимание уделено формированию универсальных учебных действий, позволяющих реализовать принцип «научить учиться».

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель программы: создание образовательной среды для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и общекультурных знаний и умений через дискурс посредством французского языка.

Задачи:

  1. Познавательный аспект:

  • познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники);

  • способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;

  • познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;

  • формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;

  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

II. Развивающий аспект:

  • развивать мотивацию к дальнейшему овладению французским языком и более глубокому знакомству с французской культурой;

  • развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;

  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

  • формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;

  • развивать технику речи, артикуляцию, интонации.

  • развивать двигательные способности детей через драматизацию.

  • познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.



  1. Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;

  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

  • обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.

  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.

Содержание программы полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы гимназии 171. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлен с учетом материала программы обязательного изучения французского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом.

Программа позволяет интегрировать знания, навыки и умения, полученные в процессе обучения французскому языку, в практическую деятельность учащихся, способствуя формированию их коммуникативной компетенции.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, выбрать совместно с учащимися свой способ подготовки текстов, дополнять практические занятия новыми приемами).

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;

  • чтение, литературно-художественная деятельность;

  • изобразительная деятельность;

  • постановка драматических сценок;

  • прослушивание песен и стихов;

  • просмотр фильмов, мультфильмов

  • проектная деятельность;

  • выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

предметные:

  • знать особенности фонетики и интонации французского языка;

  • уметь читать и пересказывать наизусть фрагменты прочитанного текста

  • знать и употреблять названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;

  • уметь употреблять устойчивые выражения, речевые клише в рамках изученных сфер общения

  • уметь общаться на французском языке с помощью известных клише;

  • понимать на слух короткие тексты;

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;

  • понимать смысл адаптированного текста или простого аутентичного текста и уметь прогнозировать развитие его сюжета;

  • расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в диалоге;



метапредметные:

  • культурные, мировоззренческие особенности страны изучаемого языка в рамках изученных сфер общения

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;

  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;

  • составлять монологические высказывания по образцу, аналогии, с опорой на план, схему;

  • выделять основную и второстепенную информацию в тексте; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;

  • сочинять оригинальный текст на основе плана;

  • соотносить поступки героев с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные :

  • Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

  • Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

  • Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить собеседникам собственные взгляды, мнения. суждения), в том числе и в открытой общественной среде.

Формы учета знаний, умений для оценки планируемых результатов внеурочной деятельности.

Контроли проводится в игровой форме, посредством выполнения творческих заданий и последующей рефлексии.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения..

Информационно-методическое обеспечение.

Печатные пособия:

  1. Verdeil J. Théâtre et Pédagogie. A propos du théâtre scolaire // Les Cahiers pédagogiques, CRAP. Paris, 1995, №337. URL: http://bbouillon.free.fr/univ/cours_ufr/arts/fichiers/cahpedag.pdf

  2. Госинни И. Маленький Николя: Книга для чтения на французском языке. - СПб.: КАРО, 2014.

Цифровые ресурсы:

http://www.bonjourdefrance.com

http://www.mondedespetits.fr/

Оборудование:

Доска, проектор, магнитофон.




Учебно-тематический план

Название темы (раздела)

Количество часов

Планируемые результаты и контроль

Аудиторных



В результате ученик научится

Учитель контролирует УУД ученика

1

Раздел 1: NICOLAS ET LES COPAINS

12 ЧАСОВ

Определять цель урока и организовывать свою деятельность П8; сверять свои действия с планом Р4; использовать речевые средства в соответствии с задачей К6; работать в паре и в группе К7; создавать письменные и устные высказывания К5.

Анализировать и обобщать П2; планировать свою деятельность с учителем и самостоятельно Р3; представлять информацию в виде таблицы, текста, рисунка П8; участвовать в диалоге К3;

2.

Раздел 2: LES VACANCES DU PETIT NICOLAS

15 ЧАСОВ

Работать в паре и в группе К7; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей К6;

Представлять информацию в виде рисунка, таблицы и схемы П8; Пользоваться правилами поведения Л6; устанавливать аналогии П7.

4.

Промежуточный и итоговый контроль

3+4 ЧАСА

Оценивать степень успешности своей учебной деятельностиР5; создавать устные и письменные высказывания К5.

Устанавливать причины и их следствия П6; анализировать и обобщать П3.




Календарно-тематическое планирование (34 часа)

Тема занятий

Содержание занятий

Планируемые результаты

Виды контроля

Дата

Раздел 1: NICOLAS ET LES COPAINS (12 часов + 3 часа контроля)

1.

Вводный урок. Знакомство.

Организация курса: цели и задачи, основные методы работы. Обсуждение организации занятий и планируемых результатов.

Умение определять цели и задачи своей учебной деятельности; навыки дискурса и самопрезентации.

Чтение и понимание аутентичных текстов.

3.09

2.

«Маленький Николя» - книга для чтения и изучения.

Выразительное чтение и закрепление новых ЛЕ и РО. Обсуждение характеров главных героев книги.

Задание: Вспомнить речевые средства самовыражения: интонация, темп, пауза, мелодика речи.

Самореализация и самовыражение в речевой ситуации на уроке.

Интонационное и фонетическое оформление высказывания на языке.

10.09

3.

«On a parlé dans la radio» — première partie du texte.

INTERVIEW— аргументация и согласование мнений, высказывание собственного суждения.

Развитие умений дискурса и диалогической речи на уроке.

Работа с лексикой и интонационное оформление чтения.

17.09

4.

«On a parlé dans la radio» — deuxième partie du texte.

Развитие навыков диалогической речи


Виды вопросов и ответов.

Как добиться понимания и откровенности собеседника.

24.09

5.

PHILATELIES — distraction ou hobby?

Виды отдыха: активный и пассивный?

Формирование навыков аргументирования

Почему я предпочитаю активный отдых?

1.10

6.

PHILATELIES — distraction ou hobby?

Особенности семейных традиций во Франции и России.

Работа с лексикой и интонационное оформление чтения.

Доклады и сообщения по индивидуальным заданиям.

8.10

7.

Контроль чтения и анализ лексики в классе.

Развитие навыков чтения с пониманием — ответы на вопросы учителя

Изучение прилагательных обозначающих положительные и отрицательные черты характера.

Придумать портрет персонажей текста и изобразить их черты ( в рисунке или мимикой и жестом)

15.10

8.

MAIXENT LE MAGICIEN — première partie du texte.

Язык как средство самовыражения и как средство создания образа персонажа.

Задание: найти языковые характеристики персонажа.

Глаголы и прилагательные, характеризующие персонажа.

Стили речи: разговорный и литературный

22.10

9.

MAIXENT LE MAGICIEN— deuxième partie du texte.

Le théatre chez moi — comment se distraire si tu es seul à la maison?

Выразительное чтение по ролям и инсценирование текстовых фрагментов.

Изобразите главных героев с помощью возможных для вас средств(рисунок, интонация, голос, мимика и жест)

29.10

10.

LES ECHECS - première partie du texte.

Настольные игры во Франции и России — сходства и различия.

Дискуссия-распрос по теме.

Высказывание с аргументацией

12.11

11.

LES ECHECS — deuxième partie du texte.

Настольные игры на уроке — Champion de français


Civilasation française, est-ce que je la connais bien?

Формирование навыков диалогической речи

19.11

12.

Развитие навыков смыслового чтения. Контроль чтения

Чтение с пониманием прочитанного текста ( формулирование вопросов по содержанию)

Развитие навыков устной речи и формирование культуры речи

Конкурс «Я читаю по-французски»

26.11

13.

LES DOCTEURS - première partie du texte.

Profession et compétence Социальный контекст литературного произведения и его роль.

Задание: Индивидуальные задания по теме «Контекст в литературном произведении»

Повторение профессий и ЛЕ по теме

Высказывание — моя будущая профессия: чей выбор?

3.12

14.

LES DOCTEURS - deuxième partie du texte.

Дискурс понятия «Профессионализм» - синонимический и антонимический ряд.

Чтение вслух и аргументация

Синонимы и антонимы понятия «профессионал». Метафоры и устойчивые выражения понятия.

10.12

15.

LA NOUVELLE LIBRAIRIE — контроль чтения

Почему люди не читают книги? - Дискурс на тему

Развитие и формирование общей культуры дискурса

Закрепление и актуализация межпредметных знаний — по литературе, истории, французскому и русскому языкам.

17.12

Раздел 2: LES VACANCES DU PETIT NICOLAS (15 часов + 4 часа контроля)

16.

LES ATHLETES

Pourquoi on fait du sport?

Развитие и формирование общей культуры дискурса

Закрепление и актуализация межпредметных знаний — по литературе, истории, французскому и русскому языкам.

24.12

17.

RUFU EST MALADE

Compréhension du texte — questions et réponses

Чтение и работа с интонацией и произношением текста.

Навыки чтения вслух

14.01

18.

LA ROULETTE

Грамматический строй текста. Значения и употребление времен.

Задание: Индивидуальное задание - подготовить выразительное чтение отрывка.

Закрепление грамматических навыков в устной речи.

Формирование навыков смыслового чтения.

21.01

19.

Контроль чтения и понимания текста

Чтение и пересказ текста

Автоматизация навыков пересказа с опорой на речевые конструкции и опорные слова

Умение выделить главное и второстепенное в тексте

28.01

20.

C'EST PAPA QUI DECIDE

Аналитическое чтение: смысл слов и словообразование. Словообразование как инструмент расширения словарного запаса.

Разделить стихотворение на логические части и выделить ключевые слова

Дискурс — кто в семье главный?

4.02

21.

LA PLAGE

Развитие навыков устной речи на заданные темы.

Отдых летом — что я выбираю?

Расширение лексических и грамматических навыков в диалогической речи

11.02

22.

LE BOUTE-EN-TRAIN

Формирование грамматических навыков. Лексические игры и упражнения — работа с текстом.

Задание: индивидуальное выразительное чтение.

Повторение грамматических форм глаголов

Автоматизация спряжения глаголов в устной речи.

18.02

23.

LA GYM

Аналитическое чтение: смысл слов и словообразование. Словообразование как инструмент расширения словарного запаса.

Разделить текст на логические части и выделить ключевые слова

Дискурс — почему физкультура?

25.02

24.

IL FAUT ETRE RAISONNABLE

Развитие навыков устной речи на заданные темы.

Отдых летом — что я выбираю?

Расширение лексических и грамматических навыков в диалогической речи

4.03

25.

LE DEPART

Формирование грамматических навыков. Лексические игры и упражнения — работа с текстом.

Задание: индивидуальное выразительное чтение.

Повторение грамматических форм глаголов

Автоматизация спряжения глаголов в устной речи.

11.03

26.

COURAGE!

Абстрактные понятия — употребление артикля

Разбор текста и анализ употребления форм артиклей

Repos en été — avantages et dangers

18.03

27.

Контроль чтения. Развитие навыков смыслового чтения.

Употребление синонимов и антонимов в устной речи

Развитие навыков чтения-декламации. Формирование лексических навыков.

Контроль фонетических и интонационных навыков

8.04

28.

LA BAIGNADE

Emotions et sentiments — употребление ЛЕ и грамматических форм после выражений эмоций

Развитие навыков аналитического чтения

Развитие лексических навыков

15.04

29.

LA POINTE DES BOURRASQUES

Работа с текстом и приближение к пониманию основного содержания.

Развитие навыков чтения-понимания текста

Вопросы по содержанию текста

22.04

30.

JEU DE NUIT

Обучение пересказу текста по плану

Развитие навыков структурирования текста — план текста и пересказ по плану

Пересказ текста по плану

29.04

31.

LA SOUPE DE POISSON

Французские и русские кулинарные традиции

«Едим дома» - конкурс лучшее меню

Повторение и закрепление ЛЕ по теме «ЕДА»

6.05

32.

Урок -видео

Понимание видео-текста

Развитие навыков диалогического и моновысказывания

Формирование общей культуры речи и культуры дискурса

13.05

33.

Контроль чтения и дискутирования по содержанию текста

Чтение и понимание

Развитие интонационного и фонетического строя устной речи

Формирование общей культуры речи

20.05

34.

Контроль умения построить мини-высказывание и ответить на вопросы учителя по тексту

Беседа-дискурс с учителем и учениками

Развитие навыков диалогического и моновысказывания

Формирование общей культуры речи и культуры дискурса

27.05